Магический портал - Skazochnye-sny

Магический портал - Skazochnye-sny

» » Советы родителям по обучению и развитию детей с использованием игры «Мозаика. Давайте рассмотрим значение мозаики в развитии ребенка Особенности мозаики для детей от одного до двух лет

Советы родителям по обучению и развитию детей с использованием игры «Мозаика. Давайте рассмотрим значение мозаики в развитии ребенка Особенности мозаики для детей от одного до двух лет

), лепка из или собирание . И ко всему прочему она по-настоящему универсальна - если грамотно подойти к выбору мозаики, то она будет интересна и малышам до года, и детворе дошкольного возраста.

Что собой представляет мозаика? Это создание из множества небольших деталей большого узора - классические витражи или декоративная плитка лучшие тому примеры из «взрослой» жизни. Именно поэтому, кстати, популярные паззлы не являются мозаикой - это совершенно отдельный вид игры: тоже необходимый для развития, но воздействующий на организм и психику ребенка несколько иным образом. А вот мозаика - это классика детского творчества: улучшает мелкую моторику, учит усидчивости, помогает освоить цвета и форму, прививает хороший художественный вкус, улучшает воображение, помогает образному мышлению и учит планированию своих действий.

Ориентируйтесь на возраст

Видов мозаики для детей существует огромное множество, но все они по сути сводятся к одному простому правилу: собрать из огромного количества плоских деталей, фишек (кружочков, квадратиков, прямоугольников, треугольников), некую картину (заданную заранее или придуманную ребенком). А вот в зависимости от типа такой игры могут отличаться нюансы: детали собираются на любой плоской поверхности или на специальной площадке, каким образом они крепятся друг к другу, какие размеры деталей, есть ли шаблоны производителя для «рисования» и т.п.

Как же сориентироваться и что подобрать своего любимому чаду? Главное в этой ситуации - отталкиваться от возраста малыша. Потому все мозаики разделяются на возрастные группы:

до года

В это время ребенок крайне далек от творчества как такового - ему в принципе не под силу осознанно создать узор или тем более сложный сюжетный рисунок. Ему гораздо интереснее просто изучать свойства нового окружающего мира! Потому он с удовольствием покрутит в руках фишки мозаики, рассмотрит и попробует их на вкус, его наверняка заворожит свойство элементов сцепляться друг с другом благодаря специальным прорезям на боковинах. Из всего этого следует несколько выводов. Во-первых, мозаика для этого возраста должна иметь крупные детали, чтобы пальчики малыша легко их удерживали и чтобы ребенок их не проглотил (диаметр 6-8 см). Кстати, увлекаться большими наборами не стоит - сейчас достаточно буквально 30-40 фишек. Во-вторых, никакой площадки не нужно - выкладывать мозаику лучше на полу. В-третьих, форма деталей должна быть простой (те самые круг, треугольник, квадрат), а их окраска яркой, но не ядовитой (выбирайте классические цвета). И еще: с ребенком нужно обязательно играть - не стесняйтесь помогать ему и даже удивлять, складывая из фишек солнышко или цветочек, показывая принцип работы с мозаикой.

от года до двух

Ребенок еще продолжает познавать мир, но уже не прочь поиграть и, самое важное, попробовать создать что-то новое, свое. Конечно, это утверждение не нужно понимать буквально - «свое» является просто подражанием, копированием увиденного. Но отсюда делаем выводы и насчет типа игрушек. Так, малыш с удовольствием воспримет мозаику, где нужно дополнить рисунок. Например, на площадке с изображением паровозика предусмотрены пазы для вкладывания туда фишек определенной формы и определенного цвета. Такая игра, с одной стороны, научит ребенка правильно сопоставлять размеры элементов и их цвет с основным полем. С другой, позволит почувствовать себя творцом - раньше была «неполноценная» картинка, с пробелами, теперь благодаря собственным усилиям «настоящая», вся закрашенная! Можно также обратить внимание на мозаики с бесцветным узором (их необходимо полностью заполнить фишками на свой вкус), со сменными шаблонами (для разнообразия), а также на описанные в категории «до года», но более продвинутые: с увеличенным количеством деталей более сложной формы и уменьшенного размера (в среднем 6 см).

от двух до трех лет

Интерес к слепому копированию постепенно угасает, а желание творить напротив возрастает. Потому в данном возрасте можно смело попробовать классические мозаики «с ножками». В них фишки имеют небольшие штырьки в основании, чтобы можно было при их помощи крепить детали к специальным отверстиям на идущей в комплекте площадке (нередко встречаются модели наоборот, где ножки - на площадке, а элементы, имея для них отверстия, по сути надеваются на нее). При этом, как правило, в такой мозаике уже нет шаблонов: просто поле, усеянное множеством дырочек, - втыкай фишки, как душе угодно! Благодаря этому ребенок может создавать из них любые узоры, орнаменты и рисунки. Также нужно отметить, что детали могут отличаться от набора к набору: как разной формы, так и одинаковой (только небольшие кружочки, например), чтобы предоставить еще больший полет для творчества. Подобные мозаики хороши и тем, что их можно ставить вертикально - фишки-то не посыплются (потому при выборе оцените, насколько надежно они крепятся к площадке и легко ли цепляются)! Да и сами фишки, в который уже раз, становятся мельче - от 1 до 4 см в диаметре.

три года и старше

Можно смело сказать, что ребенок этого возраста спокойно освоит практически любую мозаику (при наличии навыков игры с ней, конечно). Потому выбор у вас максимально широкий. Огромные штырьковые мозаики, большие наборы сцепляемых фишек без площадки, при этом количество деталей максимально (от 60-80 и выше), и они уже действительно небольшие (от 1 см в диаметре) и любой формы. Также в этот период малыша наверняка заинтересуют магнитные мозаики, в которых фишки крепятся к металлизированной площадке без каких-то «ножек», гвоздиков или пазов - сами свойства магнита вызовут бурю эмоций (одно только складывание мозаики на том же холодильнике чего стоит!), а перетаскивание элементов по площадке очень легкое и удобное. Для детворы постарше, уже детсадовского возраста, попробуйте и развивающие комплекты, в которых все еще есть шаблоны-рисунки, но заполнять их деталями нужно не по просто цвету, а… по цифрам. То есть в места, где написано «1», нужно цеплять фишки белого цвета, где «2» - желтого и т.д. Это поможет малышу быстрее освоить цифры и научиться их различать.

Оценивайте качество комплексно

Помимо возрастных рамок (которые в чем-то условны) обязательно при покупке оцените качество предлагаемой мозаики по нескольким критериям:

экологичность: проверьте сертификаты производителя, откажитесь от выбора игрушки неизвестной фирмы без надлежащей упаковки;

изготовление: убедитесь, что у деталей нет характерного химического запаха, облоя и заусенцев, краска выдерживает растирание и намокание;

надежность: фишки крепкие, не хрупкие, крепления должны неоднократно выдерживать процесс соединения, а площадка - удары и падения;

удобство: процесс крепления всех элементов мозаики должен быть под силу даже детским пальчикам, все снимается и надевается легко и просто.

И традиционное напутствие напоследок: ни одна, даже самая качественная и интересная мозаика не заменит ребенку общения с его любимыми родителями. Потому старайтесь обязательно играть с малышом, собирая сложные узоры, «рисуя» фишками его любимых персонажей из сказок или мультиков, придумывая целые сюжеты тому, что чадо изобразило вместе с вами на мозаичной площадке. Именно в таком случае подобная игрушка принесет действительно максимум пользы для развития вашего ребенка!

7 18087
Оставить комментарии 2

При покупке этой игрушки нужно понимать, как ее следует использовать и что она должна развивать. Мозаика способствует развитию воображения, образного мышления, логического мышления, фантазии и творческих способностей, целостного восприятия мира, мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости. Подобрать и купить мозаику для детей всегда можно на сайте www.indigo-kid.ru .

Разновидности мозаики

К основным разновидностям этой игры относятся следующие:

  • магнитные;
  • термомозаики;
  • «Азбука + математика»;
  • напольные для маленьких детей;
  • с игровым полем и ножкой;
  • самоклеящиеся;
  • тетрис-мозаики.

Возраст, с которого можно обучать ребенка

Считается, что мозаика эффективнее всего для детей с трехлетнего возраста. Однако сейчас предлагается большое количество разновидностей мозаики для малышей от одного года. В раннем возрасте родители вместе с ребенком могут складывать только простейшие картинки. Дети постарше способны самостоятельно складывать довольно замысловатые узоры из разных видов мозаики. Родителям важно подбирать игрушку по возрасту и играть вместе с ребенком.

Особенности мозаики для детей от одного до двух лет

При выборе мозаики для малыша в возрасте один-два года нужно уделить внимание следующим критериям:

  • детали должны быть как можно крупнее;
  • качество материала должно позволять использовать его для маленьких детей;обширный выбор цветов;
  • легкость соединения деталей;
  • ближе к двухлетнему возрасту нужно обратить внимание на логическую мозаику и на мозаику с ножками;
  • отличной альтернативой являются аппликации.

Особенности мозаики для малышей от трех до пяти лет

В этом возрасте мелкая моторика детских рук уже достаточно развита, поэтому можно выбирать более сложные игрушки. Важно учитывать следующее:

  • размер деталей может быть уменьшен;
  • нужно играть с изображением и сюжетом;
  • надо увеличивать число деталей в наборе мозаики;
  • следует обратить внимание на мозаику-наклейки и магнитную мозаику.

Таким образом, мозаика необходима для развития детей. Она не только способствует улучшению мелкой моторики пальцев, но и стимулирует мозговую деятельность и речевую активность. Малыш учится логическому мышлению, постановке и решению конкретных задач.


Мозаика - это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины.

Польза мозаики для детей

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.

Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.

А самых маленьких еще знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.

Как выбрать детскую мозаику по возрасту

  • Для самых маленьких детей подойдет сотовая или сферическая мозаика. Элементы в такой мозаике крупные, так что ребенку удобно брать их в руки и одевать на ячейки. Обратите внимание, защелкиваются ли элементы на поле, иначе при любом наклоне мозаики она будет рассыпаться.
  • Для деток постарше (примерно от 2 лет) подойдет уже мозаика с элементами на ножке. Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки.
  • В возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику - паззл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики крупные, поэтому ее удобно собирать на полу. Изображения на мозаике должны быть понятными малышу - животные, фрукты и овощи, игрушки. Некоторые разновидности такой мозаики сделаны из прочного эластичного материала, который имеет способность прилипать к поверхности под воздействием влаги, то есть использовать ее можно во время купания.
  • Для детей в возрасте 5-6 лет подойдут более сложные мозаики. Например, магнитная мозаика по номерам, которая предполагает составление многоцветных картинок из элементов по номеру и цвету. В нее входят около 1000 элементов, так что собирать эту мозаику будет интересно даже взрослым.

Помимо сборки узоров и картинок, можно использовать мозаику и в качестве вспомогательного материала для обучения математике (считая элементы или предлагая ребенку дать определенное количество фишек названого цвета), развития внимания - выложите узор и предложите ребенку его запомнить, а потом поменяйте форму или цвет фишек.

Иногда в форме мозаик делают наборы цифр и букв, которые помогут старшим дошкольникам в игровой форме освоить азы счета и буквы алфавита. Фишки, выполненные в форме букв и цифр, позволяют составлять слова и слоги, записывать на игровом поле примеры, а ребятам постарше составлять на поле целые кроссворды.

Выбирая среди широкого ассортимента детскую мозаику в интернет-магазине детских товаров , обращайте внимание на наличие сертификат качества, санитарные заключения, инструкцию по использованию выбраной продукции.

Подготовила Марьяна Чорновил

Что такое мозаика?

Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.

В чем польза мозаики?

Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).

У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:

— постановки цели и стремления выполнить ее;
— мелкой моторики пальцев;
— логического мышления;
— образного мышления и воображения;
— художественного вкуса.

Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.

Роль пазлов в развитии детей.

Пазлы - это многофункциональный материал для развития ребенка.

◊ Развивают мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину. Это и есть воздействие на уровне мелкой моторики. Ее развитие играет огромную роль для развития многих навыков ребенка.

◊ Развитие логического мышления. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ваше чадо размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше.

◊ Развитие пространственного и абстрактного мышления. Это одна из главных характеристик пазлов. Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним.

◊ Учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет.

◊ Развивают понятие больше-меньше. То есть существуют пазлы, где частей мало или много.

Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

Детская мозаика - это игрушка с мелкими элементами, благодаря которым можно создавать целые картинки. Ее мало назвать просто игрушкой, ведь помимо развлекательных целей она выполняет еще много функций, в частности, развивает фантазию ребенка, мелкую моторику, усидчивость, терпение.

Также благодаря детской мозаике ребенку прививается способность к целенаправленной деятельности, умение регулировать свое поведение. Мозаика помогает в развитии эстетического и художественного вкуса, пробуждает творческую активность и помогает познавать окружающий мир.

Выбор мозаики

В прошлом мозаика была лишь одного стандартного вида, и мы с удовольствием собирали на круглой подставке свои картинки. Сегодня же выбор настолько обширен, что родители и сами не прочь поиграть в такие игрушки.

Исходя из возраста ребенка, родители могут выбирать соответствующую игрушку. Мозаика может складываться из абсолютно разных деталей: бусин, пластмассовых фишек, монеток, блоков, деревянных элементов, макарон, магнитных блоков и так далее. Прежде чем покупать, необходимо точно знать, как подобрать по возрасту подходящую мозаику.

Мозаика для детей от 1 до 3 лет

Для маленького ребенка мозаику надо подбирать особо тщательно. Детали должны быть размером от 4 сантиметров. Так вы точно будете уверены, что ребенок не проглотит ни одной. Тем более годовасик не сможет собирать слишком маленькие детали из-за еще не совсем развитой мелкой моторики.

Цветов на первом этапе должно быть немного, предпочтительно четыре самых основных, естественных: зеленый, синий, желтый и красный.

Количество деталей в комплекте мозаики бывает разное, но ребенку до трех лет вполне достаточно набора из 45-60 деталей.

При этом набор имеет полотно с полостями для того, чтобы ребенок мог помещать на нее сами детальки, которые, в свою очередь, не имеют штырьков и безопасны для малыша. Лучше всего в таком возрасте подходит напольная детская мозаика.

Мозаика для детей от 3 до 6 лет

В возрасте от трех лет ребенок способен осилить уже мозаику любой сложности, если, конечно, до этого он имел опыт игры с более простыми игрушками такого типа.

Уже смело можно выбирать мозаику «грибочки» или пазлового типа. В первом случае детали имеют площадку, а по размеру они достаточно мелкие, но детские ручки уже могут ими орудовать без проблем.

Площадка для сбора картинки может быть достаточно небольшой, но есть и варианты с большой площадью, на которой можно составлять целые сюжеты.

Мозаика пазлового типа очень понравится детям постарше, ведь собирают ее на любой поверхности, а делать можно все что угодно.

Детям от четырех лет можно предложить магнитную мозаику. В набор входят детали на магнитах и металлизированная доска. Хотя можно вместо доски использовать даже холодильник.

Мозаика для школьников

Для детей старшего возраста задачу необходимо усложнять, ведь развитие не должно стоять на месте. Таким образом, детям, которые уже знакомы с цифрами, будет интересно собирать мозаику высокой сложности.

В такой мозаике каждому цвету деталей соответствует цифра, на вкладыше рисунок, который можно собрать, не раскрашен, как мы к этому привыкли, а состоит из цифр. Задача ребенка - следуя числовым показателям, собрать цветную картинку.

Качество игрушки

Решая вопрос, как подобрать по возрасту хорошую мозаику, особое внимание надо уделять не только ее степени сложности, но и качеству, ведь ребенок контактирует с ней достаточно продолжительное время.

Мозаика не должна источать неприятного химического запаха. Каждая фигурка должна быть ровной, не иметь деформаций и острых заусенцев.

Где купить мозаику

Еще один очень важный вопрос - где купить мозаику? На самом деле выбор таких игрушек в интернет-магазинах просто огромен, вам лишь остается выбрать наиболее подходящую игрушку для своего ребенка.