В этой статье:
Четыре-пять лет - один из самых интересных и важных этапов развития ребенка. Дошкольники (а именно так их уже принято называть) в этом возрасте умеют самостоятельно себя обслуживать, связно говорят, используя известные им части речи, слушают и запоминают поступающую информацию, решают задачи на логическое мышление.
Большинство детей в этом возрасте уже как минимум год ходят в детский сад или занимаются в школах раннего развития. Это означает, что период адаптации в дошкольных учреждениях пройден и малыши уже успели освоить навыки общения со сверстниками и воспитателями.
В 4-5 лет развитие ребенка связано в первую очередь с совершенствованием мыслительной деятельности. Дети проявляют повышенный интерес к окружающему их миру, учатся распознавать и показывать собственные эмоции. К этому возрасту они чуть ли не впервые сталкиваются с новыми требованиями к себе со стороны взрослых, стараются оправдать доверие и проявить себя взрослыми и ответственными - готовыми к школе.
Психологами и педагогами был сформирован перечень основных умений, которыми должны обладать дети 4-5 лет. Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка и определить, насколько гармонично протекает его развитие и будет ли он готов к поступлению в школу через год или два. Итак, вот что должен уметь четырех- или пятилетний малыш.
Чтобы лучше оценить развитие ребенка в 4-5 лет, тестировать его нужно ненавязчиво, в виде игры. Скажем, проверить, помнит ли малыш имена друзей, можно простым способом: предложив ему посоревноваться, кто назовет больше друзей. Также играючи можно выяснить, насколько хорошо ребенок знает геометрические формы.
Например,
предложите ему найти квадрат на картинке, при этом притворитесь, что не знаете, как он выглядит, и нуждаетесь в помощи. Малыш будет рад проявить себя и показать, что осведомлен в этом деле не хуже взрослого.
Не стоит слишком переживать, если малыш не справляется со всеми заданиями. Возможно, ему не уделялось достаточно внимания на более ранних этапах развития. Еще не поздно наверстать упущенное и привить крохе необходимые знания и навыки. Нелишним будет обратиться к детскому психологу, который поможет составить план занятий с таким малышом.
Если ребенок ходит в детский сад или в школу раннего развития, то его развитие возьмут на себя педагоги. Родителям останется только периодически подталкивать малыша к чему-то новому в свободное время. Для «домашних» деток все складывается несколько иначе.
То, насколько их развитие будет соответствовать возрасту, во многом зависит именно от родителей, которые должны находить время для домашних занятий.Речь идет как о физическом, так и о психологическом развитии малыша с целью раскрытия его природного потенциала.
Родителям важно осознавать разницу между стремлением к развитию ребенка и желанием превратить его в гения. Напор, с которым сталкивается дошкольник у родителей, мечтающих о вундеркинде, губителен для его психического и физического здоровья.
Психологи рекомендуют разрабатывать план занятий с
ребенком, меняя его как можно чаще, чтобы занятия не надоедали малышу. Естественно, что обучение и развитие крохи должно проходить только в игровой форме и по обоюдному желанию. Дошкольник должен с нетерпением ждать нового занятия и с удовольствием принимать участие в предложенных играх – только в этом случае получится положительным образом повлиять на его развитие, не вызывая отвращения к учебе в будущем.
Формировать план занятий на каждую неделю правильнее всего на основе плана за предыдущую неделю и после анализа достижений и провалов. Скучные либо слишком сложные (простые) игры можно заменить более интересными и полезными.
Ни в коем случае не принуждайте ребенка делать то, что у него не получается. Лучше отложить это задание на следующий раз, когда кроха забудет о неудаче.
Используйте логические задачки и игры по различным методикам (например игры Никитиных) для стимуляции развития памяти, образного мышления и логики малыша.
Принимая во внимание особенности развития малыша в возрасте 4-5 лет, составьте оптимальный план для занятий с ним. В качестве примера можно взять предлагаемый ниже вариант.
Планируя физическое развитие, родители в первую очередь должны определиться с поставленными целями. Чего они добиваются? Подготовить малыша к занятиям профессиональным спортом в будущем или же просто привить ему любовь к физическим упражнениям? Так или иначе, начинать нужно с обязательных пунктов, к которым относятся:
На начальных этапах занятий важно проявлять чувство меры, не настаивая на выполнении малышом абсолютно взрослых упражнений (отжиманий, качания пресса и пр.). Даже если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для своего ребенка, 4-5 лет - это не тот возраст, когда нужны серьезные нагрузки.
Физическое обучение должно проходить в игровой форме, вызывать у малыша интерес и желание двигаться. Если у него уже есть приоритеты, то желательно строить программу физического обучения на их основе. Так, например,
дошкольнику, который любит бегать, можно придумать беговые упражнения с соревновательными элементами, а деткам с развитым чувством ритма можно предложить попробовать себя в танцах.
Важный этап занятий связан с развитием мелкой моторики рук ребенка. Придумайте для крохи так называемые пальчиковые игры. Предложите ему сложить мелкие детали конструктора, построить замок или слепить пирожные из кинетического песка, сделать аппликацию из ракушек или зерен крупы. Таких игр существует множество – включайте в план те, которые будут вызывать у малыша наибольший интерес.
Говоря о творческих занятиях, стоит обратить особое внимание на создание поделок своими руками. Малыша в возрасте 4-5 лет можно учить рисовать, клеить, вырезать, выкладывать композиции, проявляя усидчивость, терпение и, конечно, фантазию. В этом возрасте детки уже вполне уверенно пользуются кистью, ножницами и клеем, способны нестандартно мыслить и копировать картинки из окружающего мира.
Тренировать память и логику можно с помощью специальных развивающих игр по методике Никитиных. С их помощью вы сможете научить ребенка увереннее ориентироваться в цветах, формах и объемах. Дополнительно время от времени можно развлекать кроху настольными играми, например «на желание» или «приз победителю».
Развитие речи с попутным обучением счету и чтению по слогам - обязательный пункт в плане занятий с ребенком 4-5 лет. Помните о том, что уже через год или два крохе нужно будет идти в школу, и то, насколько хорошей станет у него успеваемость, будет зависеть от степени его подготовки. Используйте кубики с буквами и картинками для обучения малыша чтению (играя, формируйте слоги и короткие слова), учите цифры (можно использовать магнитную доску), вместе разучивайте веселые и интересные песенки и стихи.
Особенно старательным и ответственным родителям, которые во что бы то ни стало намерены ускорить развитие малыша в 4-5 лет, стоит задуматься об уроках этикета с крохой. Очень важно мягко подводить дошкольника к тому, чтобы он предлагал родителям помощь по хозяйству, имел свои обязанности в доме, правильно вел себя в коллективе и за столом.
Если есть время и желание, можно включить в план обучения малыша поверхностное знакомство с самыми интересными науками, например с астрономией (расскажите крохе о космосе, звездах, созвездиях), географией (можно вместе изучить карту мира или детский атлас), биологией (покажите малышу строение человека с помощью простых детских картинок, проанализируйте мир флоры и фауны). Дополнительно можно начинать изучать единицы измерения, применяя навыки на практике.
В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет - это сложный и важный процесс. Но это совсем не означает, что следует превращать его в некий культ знаний, требуя от малыша все больше и больше. Развивайтесь вместе с крохой в игровой форме, получайте удовольствие от новых достижений ребенка, и благодаря вашим стараниям к моменту поступления в первый класс его тяга к знаниям лишь усилится!
Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.
В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.
Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.
У нас на блоге уже есть отдельная статья — , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.
Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!
Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂
Тема занятия: «Путешествие в город игр».
Цель:
формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4-5 лет
Задачи:
Образовательные: закрепить порядковый ряд чисел, соседей числа, обучить детей играм на внимание, наблюдательность, логику.
Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к играм, развивать внимание, фонематический слух, мышление, ловкость, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, сплочённость действий.
Оборудование: кукла Буратино, карандаши цветные, мячики массажные по количеству детей, магнитные цифры 0-5, картинки гномиков, грибочков, магнитные синие и зеленые квадраты, игрушки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!). Мне сегодня утром в клуб принесли посылку для нас, интересно кто её прислал? От Фиксиков! (открываем посылку)
Ребята, как интересно, так куда же нам предлагает Симка отправиться? (Ответы детей). Поедем? А поедем мы в этот город на весёлом паровозике. Тогда скорее вставайте друг за другом, согните руки в локтях. Все готовы, поехали!
Весёлый паровозик
По рельсам беги!
Скорей в город Игр
Ты нас привези!
Актуализация опорных знаний.
Вот мы с вами и приехали в город игр, давайте сядем на стульчики. Ребята, каждая улица в этом городе имеет необычное название. И первая улица Пальчиков . А как вы думаете, чем занимаются на этой улице? (ответы детей). Правильно ребятки и мы с вами будем играть с нашими пальчиками, чтобы они были у нас самыми ловкими, умелыми и сильными и никогда не уставали.
Пальчиковая гимнастика «Зима» - ребята, а какое время года у нас сейчас? (зима). А давайте поприветствуем нашу зимушку. Готовы?
Упражнение «Колечки». Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй говорю я соседской курице.
Игры с карандашом «Качели» - покачаю вверх и вниз, крепче карандаш держись.
Упражнение: камушек – листочек, колодец – заборчик.
Игры с массажным мячиком – пошли ёжики гулять их у мамы ровно пять, пять – весёлых, озорных, пять – красивых и смешных.
Ребята вы замечательно поиграли с пальчиками, вам понравилось? Давайте продолжим наше путешествие, и мы с вами попадаем на проспект «Весёлых цифр» . Посмотрите кто нас встречает? (гномики)
Сколько гномиков нас встречает с левой стороны улицы? (5)
А сколько гномиков нас встречает с правой стороны улицы? (4)
Выложите на верхнюю полоску столько синих квадратов, сколько у нас гномиков. А на нижнюю полоску столько зеленых квадратов, сколько грибочков собрали гномики.
Каких квадратов больше?
Что нужно сделать, чтобы синих и зеленых квадратов стало поровну? По сколько стало синим квадратам? По сколько стало зеленым квадратам? (5)
Игра «Расставь цифры»
Ребята посмотрите цифры построились по порядку, нет ли ошибок в этом ряду? (ответы детей, исправления).
Назовите соседей числа 3, 2, 4.
Какая цифра находится между 3 и 5, после 2 и т.д.
На этой улице мы с вами выполнили все задания. Вам понравилось на проспекте «Весёлых цифр»? И мне очень понравилось, но нам пора отправляться дальше. И предлагает нам отдохнуть в парке «Отдыха».
Физминутка: «Буратино» - буратино потянулся, 1 – нагнулся, 2 – нагнулся, руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Игра “Как живешь”.
А сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне показывать ответ движением, разговаривать нельзя. Готовы? Где мы были мы не скажем, а что делали покажем:
Как живете вы? Вот так
А плывете вы? Вот так
Вслед помашете? Вот так
Как бежите вы? Вот так
Утром спите вы? Вот так
Вдаль глядите вы? Вот так
Как вы прыгаете? Вот так
Как подмигиваете? Вот так
Хмуритесь как? Вот так
Радуетесь как? Вот так
Злитесь как? Вот так
Здороваетесь как? Вот так
Как кричите вы? Вот так
Как молчите вы? Вот так
Замечательно, а теперь давайте встанем в круг.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Отлично мы с вами отдохнули, но нам пора двигаться дальше. Мы по мостику пройдем на полянку «Буквоежек» попадём.
Улица «Буквоежек».
Ребята, а как вы думаете, что мы будем делать на этой улице? (ответы детей)
Отлично, на улице зима, и птичкам не хватает корма, правда? А сейчас попробуем накормить на нашей полянке наших воробушков. Но мне нужна ваша помощь, поможете? тогда сейчас вы будете голодными воробушками, а я очень вкусная гусеничка, и вы меня хотите съесть, если правильно называете первый звук в слове, то делаете шаг ко мне на встречу. (утка, облако, сыр, хвост, эхо, ручка, арбуз, иголка, слон, экран, мост, робот, рисунок, солнце, улитка, собака). Какие вы молодцы!
Итог занятия. Вот и подошло к концу наше путешествие в городе Игр. Пора нам отправляться домой. Поскорее вставайте друг за другом, согните руки в локтях. Все готовы, поехали!
Весёлый паровозик
По рельсам беги!
Скорее ты обратно
Нас привези!
Садимся на стульчики. Вам понравилось путешествие? Хотите вернуться в город Игр снова? А расскажите, что вам понравилось? (каждый ребенок делится впечатлениями)
Что мы сегодня с вами делали на занятии? В какие игры играли? Назовите их.
Наше занятие закончено, до новых встреч!
Четырехлетний ребенок уже достаточно взрослый, он смотрит на мир по-своему, ищет себя и свое место в нем. Он уже прошел определенный этап развития и многое умеет. Сложно оценивать прогресс малыша за год, как раньше. Он вырос, вытянулся, стал более ловким, сконцентрированным. Если понаблюдать за четырехлетними детьми со стороны, можно заметить, что некоторые из них более активные, смелые, креативные, готовые к новым играм, занятиям и открытиям. Другие – скованные, нерешительные, молча стоят в сторонке, ждут.
Частично это проявления личного характера ребенка. Но во многом поведение и внутренняя уверенность ребенка зависит от разнообразия занятий, круга его интересов и стиля жизни. Именно сейчас важно не упустить момент, не пустить все на самотек и дать своему ребенку все, что ему необходимо для гармоничного и правильного развития.
Большинство детей к четырем годам становятся более спокойными, усидчивыми, они готовы проводить больше времени дома, увлекаются мультфильмами, первыми компьютерными играми. Важнейший аспект правильного развития ребенка – физическая активность. Этот период хорош для начальных занятий в спортивных секциях, развивающих клубах. Если же вы не записали малыша еще никуда, просто старайтесь побольше гулять с ним, пусть ребенок играет во дворе или в парке со сверстниками.
С точки зрения психологии, именно этот период очень важен для развития ребенка. Он становится более чувствительным и уязвимым, очень остро воспринимает свои неудачи, а также любую критику. Дети, которые от природы лидеры, крайне болезненно воспринимают любые проигрыши, им нужно быть первыми любой ценой. Могут проявляться разные негативные эмоции: , резкие реакции, или, наоборот, грусть, депрессивные нотки.
Родителям стоит быть особо внимательными к своим деткам. Стараться подбадривать и хвалить чаще, чем критиковать, больше обращать внимание на успехи ребенка, стимулировать совершенствоваться и стараться быть лучше. Общение с родителями играет важную роль, важно заполучить доверие своего ребенка.
Развитие детей в четырехлетнем возрасте включает в себя все те же направления, что и раньше:
К этому перечню добавляются новые интересные занятия и идеи. ребенка становятся более сложными и насыщенными, он старается «примерить» на себя разные роли, профессии, эмоции. Хорошо показать малышу в это время еще одну сторону жизни – культуру. Кукольный театр, музыка, танцы – нужно показывать ребенку как можно больше.
Кроме того, в этом возрасте малыш уже смело может , и , а также изучать иностранные языки. Уровень занятий при этом остается легким, непринужденным, игровым.
Для развития мышления, памяти, логики можно использовать те же задачки и игры, которые уже знакомы малышу, но усложнять их:
Также хороши такие задания, которые требуют понимания позиции в пространстве (спереди, сзади, перед и над, внутри и снаружи и т.д.), понятия времени, поры дня или года. Просто незаменимыми в этом возрасте становятся конструкторы и пазлы, другие похожие игрушки.
Задача родителей – не просто учить малыша говорить правильно, но и расширять его словарный запас, а также навыки формировать сложные предложения, вопросы, тезисы, объяснять процессы и события, описывать их. Один из универсальных способов развития малыша – чтение. Побольше читайте ребенку, а потом обсуждайте текст, малыш должен уметь его пересказывать.
Другие интересные задачки, связанные с развитием речи:
Творческие занятия – самые интересные и многогранные. Классические виды таких занятий: лепка, рисование, аппликация. Можно дополнять их, делать более разнообразными, необычными, яркими. Что еще можно делать с детьми:
4 года – еще довольно ранний возраст для таких занятий. Но если ребенок проявляет интерес, спрашивает, что это за буква, с удовольствием повторяет за вами слова на иностранном языке, можно делать такие занятия уже сейчас. Обучение чтению ведется разными методиками. Самые популярные из них – слоги-слияния (дети запоминают, как пишутся слоги: «ба», «ма», «му», «ра» и т.д.), и послоговое чтение.
Что касается иностранных языков, то на данном этапе это только устная работа, можно использовать картинки, на которых написаны предметы крупными буквами, но не учить их. Можно устраивать занятия в игровой форме, подвижные занятия, во время которых повторять действия («бежать», «прыгать», «смеяться», «вверх-вниз» и т.д.).
Проводите побольше времени с детьми, гуляйте, отвечайте на все их тысячи «почему?» Это главный способ изучения мира и себя для малыша. Занятия можно проводить со специальными карточками-картинками, книжками. Изучайте птиц и животных, природу, жизнь города, цвета и оттенки.
Занятия с детьми в четырехлетнем возрасте уже полноценные, насыщенные, имеют более серьезную форму. Но рамки и границы, которые стоит установить, должны быть умеренными. Важно, чтобы малыш понимал, когда заканчивается веселая и спонтанная игра и начинается захватывающий урок. Но при этом не нужно устанавливать жесткие временные рамки (минимум 30 минут и все, даже если ребенок невнимательный и пассивный), ограничивать задания строго той тематикой, которую вы себе наметили.
Игра как способ заинтересовать ребенка уже не имеет такого значения, но сохранять легкую игровую форму стоит в некоторых случаях: при занятиях новыми предметами (например, английским языком), для коллективных заданий, для закрепления материала.
Поиграть, используя тематику занятия, лучше в конце урока, а сначала постараться заинтересовать малыша. Это можно сделать по-разному: сказать, какой же он молодец, что работает, как взрослый (все дети хотят казаться старше); поощрять возможным призом («когда ты сумеешь сложить конструктор сам, я куплю тебе что-нибудь»). Отличное решение – записывать успехи малыша, придумать награды или медали.
Главные правила для родителей:
Длительность занятий можно корректировать, но не стоит делать их длиннее, чем 30 минут. Важно также обращать внимание на то, что ребенку дается лучше всего, стараться услышать и понять его. В этом возрасте у детей открываются таланты и появляются интересы, поощряйте их и развивайте.
Родителям пятилетних детей стоит знать, на что стоит обратить внимание, при подготовке домашних занятий с детьми. Важно понимать, что это возраст, когда стоит начинать подготовку к школе. Важно организовать занятия, но продолжительность их не должна превышать 30-35 минут. Учитывайте, что ведущей деятельностью детей этого возраста является игра, поэтому все познавательные занятия стройте именно в такой форме. Нужно развивать мелкую моторику, она напрямую влияет на развитие речевых центров. Хотите сына или дочь, который много и хорошо разговаривает лепите, рисуйте, раскрашивайте, складывайте мозаику вместе с ним.
Смотрите занятия как на картинках, так и в текстовом варианте и выбирайте то, что лучше подходит вашему малышу.
Для занятий с детьми дома, родителям заранее подготовьте призы, а также необходимые принадлежности и атрибуты.
Родители заранее придумывают и создают карту с заданиями. В качестве локаций используются разные комнаты квартиры. Каждое новое задание дает подсказку, где находится сокровище.
Какие задания можно использовать:
Собери мозаику
Отгадай загадки
Сделай аппликацию (небольшую)
Отдели фасоль от гороха
Составь башню из кубиков не менее 30 см (можно указать высоту предмета в комнате)
Назвать только диких животных
Разложить картинки по временам года
Обязательно вознаградите сыщика в конце, пусть это будет что-то вкусное или полезное, например, небольшой конструктор или игрушка.
Простая игра, позволяет развить пространственные представления, память, мышление и внимание. Заранее спрячьте приз в доступном для ребенка месте. Попросите его найти спрятанное, давайте маленькому участнику подсказки словами «горячо» — значит близко к призу и ваш пятилетний малыш движется в правильном направлении и «холодно»- значит направление для поиска выбрано неверно.
Можно сыграть в эту игру и наоборот, пусть сын или дочь спрячет игрушку, и указывает вам к ней путь аналогичными словами. Задача взрослого найти приз, задача ребенка правильно давать направления, используя слова «горячо», «холодно».
Игра, способствующая развитию внимания. Потребуются набор разных предметов, это могут быть игрушки, карандаши или любые безопасные предметы. Сначала можно использовать 5-7 предметов, позднее усложняйте задания добавляя все больше и больше атрибутов.
Задание найти предмет, которого не хватает. Дайте маленькому участнику время запомнить все предметы, а после того, как он отвернулся нужно убрать один предмет. Если ребенок правильно угадал, какого предмета не хватает, то пусть в новом кону, он прячет от вас какой-то атрибут.
Дополнить занятие можно задания типа: расставь предметы как они стояли, назови цвет предмета, которого не хватает, расставь игрушки по высоте.
Для понимания тяжести предметов, предложите ему поработать весами. Вкладывайте в его руки разные предметы и просите оценить, какой из них тяжелее.
Чтобы усложнить задание можно завязать маленькому игроку глаза.
Предложите дочке слепить продуктовый набор для её куклы. Для примера предложите ему оригиналы овощей и фруктов или картинки, на которых они изображены. Пусть попробует создать овощи и фрукты в соответствии с их цветами.
Из полученных копий сделайте картину или попросите разделить полученные произведения на овощи и фрукты.
Родителям стоит помнить, только развивающие занятия в виде игры способны увлечь ребенка и приучить выполнять его самые сложные задания. Помогайте и обязательно хвалите ребенка, тогда даже неудачи он научится принимать адекватно и не потеряет желания снова и снова пробовать делать. То что в первый раз не получилось.