Магический портал - Skazochnye-sny

Магический портал - Skazochnye-sny

» » Первобытный человек в шкуре животного. Возникновение одежды. Костюм первобытного человека. Пояс и украшения

Первобытный человек в шкуре животного. Возникновение одежды. Костюм первобытного человека. Пояс и украшения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО «Минский Государственный колледж искусств»

на тему: «Искусство и костюм первобытного общества»

выполнила учащаяся группы 1м / х

специальность: хореографическое

искусство (народный танец)

Граховская Н.

Введение

1 Из истории первобытного общества

2 Костюм первобытного общества

3 Основные виды одежды первобытного общества

4 Возникновение одежды и её функции

5 Первобытный костюм, общие сведения

6 Возникновение костюма и ткачества

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных, мучительных усилий. И мы испытываем чувство благодарности по отношению к безымянным, забытым труженикам, чей терпеливый поиск и кипучая деятельность сделали нас тем, чем мы ныне являемся.

На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете, мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное.

Мы как бы являемся наследниками состояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием. Однако более глубокое размышление и исследование должны убедить нас в том, что большей частью этого достояния мы обязаны своим предшественникам

1 ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

2 КОСТЮМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад). Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию; украшая его - эстетическую функцию.

С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски - охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. Со временем непрочная поверхностная окраска сменяется татуировкой: слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Точно так же перья, кости, волосы, зубы убитых животных носили на теле вначале как защитные и символические элементы костюма. Когда же тело все больше закрывается волокнистыми материалами собственно одежды, человек создает искусственные точки крепления для подвесок-символов, прокалывая отверстия в ушах, носу, губах, щеках, и носит их как украшения. Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции. Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Возрастало и расширялось значение украшений в историческом костюме: сословное, символическое, эстетическое. Усложнялись и разнообразились их формы: съемные, укрепляющиеся на теле (браслеты, перстни, обручи, серьги), неподвижные, укрепляющиеся на ткани (вышивка, печатный рисунок, рельефный декор).

3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясная. Наиболее древняя их форма - драпирующаяся одежда. Она окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек. Со временем возникла более сложная форма одежды - накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выполняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую. Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточноафриканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу. Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев... Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве. А изменения стиля эпохи всегда связаны с идейными сдвигами, происходящими в обществе. В пределах же каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление - мода, затрагивающая все отрасли человеческой деятельности.

5 ПЕРВОБЫТНЫЙ КОСТЮМ, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь - сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) - набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя - сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне - глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе - распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин - длинная рубаха, у мужчин - рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, - широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на одежду различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды. Уже на ранних этапах истории одежда отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОСТЮМА И ТКАЧЕСТВА

С начала мезолита (десятое-восьмое тысячелетия до н.э.), когда менялись климатические условия, растительный и животный мир, на Земле разразился крупный экологический кризис. Первобытные общины были вынуждены искать новые источники пропитания, приспосабливаться к новым условиям. В это время происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству, что дает повод ученым говорить о «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира.

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур - древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Шкуры, снятые с убитых мужчинами на охоте животных, обрабатывали, как правило, женщины с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилия с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике - вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Дубили кожу с помощью отваров коры дуба и ивы, в России квасовали - вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но все-таки великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние. Древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI-V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Для изготовления одежды использовали и различные волокна растений. Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение - веретено (принцип его действия - скручивание волокон - сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды. Поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков);

Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян);

Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка - в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

искусство костюм первобытный общество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира.

Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечеств. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980. - 320 с. с ил.

2. Исмаилова С. Энциклопедия для детей: - 2-е изд. - М.: Аванта+ 1993. - 690 с.

3. Сковородкин В.М. Культурология: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2000. - 254 с.

4.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 560 с.

5 .http://afield.org.ua/mod3/mod84_1.phtml.

6. http://www.costumehistory.ru/#top.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ритм, расположение драпировок костюма в Древней Греции. Искусство ткачества, волокнистый состав греческих тканей. Символическое значение цвета одежды. Хитон, гиматион как основа мужской одежды в классический эллинистический период. Обувь у древних греков.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. Теории возникновения искусства: божественная, эстетическая, психофизиологическая. Изображение первобытных рисунков животных на разных этапах.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Характеристика культуры первобытного общества и понятие синкретизма. Причины тесной связи искусства с религиозными верованиями: тотемизмом, анимизмом, фетишизмом, магией и шаманизмом. Шедевры мирового наскального рисунка, скульптуры и архитектуры.

    презентация , добавлен 13.11.2011

    Неолитическая революция; характеристика образа жизни первобытных людей: хозяйство, общество (род, племя), мироощущение, искусство. Понятие и специфика мифов, сущность анимизма, фетиша, табу, магии. Особенности первобытного искусства; наскальные росписи.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2013

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Роль одежды в жизни человека, ее особые функции в обществе, выражение климатических, национальных и эстетических особенностей местности. Вопросы формирования и развития античного костюма, влияние одежды древних греков и римлян на их повседневную жизнь.

    доклад , добавлен 27.02.2011

    Особенности исторической эпохи Древней Греции. Виды, формы и композиции одежды. Характеристика мужского и женского костюма. Анализ применяемых для его изготовления тканей, их цвета и орнамента. Головные уборы, прически, украшения и аксессуары греков.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2016

    История европейского костюма XIX в. Отличия стиля ампир от классицизма. Характеристика композиции костюма. Эстетический идеал красоты. Основные виды одежды, ее конструктивные решения. Выходное платье, обувь, головные уборы, прически, ювелирные украшения.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Хронология и основные этапы искусства первобытности от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, история его изучения и особенности. Главные занятия первобытных людей, отраженные в памятниках культуры первобытных эпох развития общества.

Что люди знают о первобытном человеке? На самом деле - совершенно немного. Известно, что жил в пещерах, охотился на мамонтов, в качестве оружия использовал дубинку, а одевался в шкуры убитых зверей.

Имея даже такие обрывочные знания о первых людях, можно сделать отличный костюм первобытного человека своими руками. Ребенку в садик, на праздник, на представление в школе или выступление в театре - наряд подойдет к любому тематическому мероприятию.

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Одежда у была незамысловатая - рваные шкуры с неровными краями, грубо сметанные кусками кожи или жилами или подпоясанные кожаной ниткой. Они заменяли и пижаму, и «деловой наряд», и вечерний костюм. На очень холодное время года могла быть припасена еще одна шкура, которую использовали в качестве плаща или накидки.

Украшения были одинаковы для всех - кости животных, которые привязывали к волосам или нанизывали на нитку, как бусы. Косточками могли украсить пояс.

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Самый главный атрибут - дубинка. И у женщин, и у мужчин она была. Разница заключалась только в размере оружия - мужчинам, как более сильным представителям племени, полагалась дубина больше, чем женская. Следовательно, костюм первобытного человека для мальчика и для девочки делается одинаково, только дубинка будет разного размера.

Волосы - заключительная часть наряда. Мыло и шампунь еще не были известны нашим предкам, соответственно, прическа на голове была отдаленно похожа на аккуратную современную укладку. Для создания полноценного образа необходим будет парик.

Итак, костюм будет состоять из:

  • основной одежды;
  • накидки;
  • пояса и украшений;
  • дубинки;
  • парика;
  • повязок.

Основная одежда

Одевались наши предки в шкуры пойманных животных. Следовательно, расцветка должна соответствовать и быть похожей на натуральную кожу или мех. Для этой цели хорошо подойдет ткань любого качества. Цвет коричневый, леопардовый или тигровый. Не стоит делать выбор в пользу блестящих тканей, они не очень уместны для данной цели. А вот фетр, велюр, искусственная замша - самое то.

Модели могут быть разными. Наиболее простой вариант - обмотка с узлом на одном плече.

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Там, где ткань на сгибе осталась соединенной, будет плечо. Ту сторону, которая стала короткой, необходимо сшить при помощи классические нитки с иглой. А можно соригинальничать, соединив части наряда при помощи грубых стежков. Для второго варианта нужно маникюрными ножницам проделать отверстия в ткани с двух сторон, а затем ниткой для вязания подходящего цвета или тонким шнурком связать половинки между собой. Можно сделать это крест-накрест - как шнуровку у кроссовок, а можно - продевать в каждое отверстие. Какой способ выбрать - зависит только от фантазии мастера.

Простой вариант

Второй вариант - самый простой. В отрезе ткани, сложенном пополам, со стороны сгиба посередине прорезается отверстие для головы. Сшивать ничего не нужно: одежда подпоясывается - и все. Костюм первобытного человека для мальчика своими руками можно считать почти готовым!

Ну и вариант для летних пещерных людей - набедренная повязка. Кусок ткани разрезается на полоски разной ширины. Основная полоска, равная обхвату бедер, выступает в роли основы, на нее навешиваются остальные лоскуты.

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

Для накидки можно проделать в верхней части ткани отверстия, продеть в них шнур и при помощи шнура завязывать ее на шее. Более легкий вариант - завязывать два конца накидки узлом и накидывать на голову.

Пояс и украшения

Костюм первобытного человека украшается природными материалами - костями и повязками.

Чтобы сделать повязки на руки и ноги, необходимо вырезать 4 полоски ткани, 2 из которых равны обхвату предплечья выше локтя, а 2 другие - обхвату ноги ниже колена.

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Костюм первобытного человека украшается костями. Сделать их можно легко самостоятельно из полимерной глины. Также подобная фурнитура продается в магазинах для рукоделия - бусины в виде костей, зубов легко нанизывать на нитку и удобно использовать.

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

При ответе на вопрос "когда появилась одежда ?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне . Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.

Одежда древних германцев каменного века:

На палеолитической стоянке Сунгирь (территория Владимирской области), предполагаемый возраст которой 25 тысяч лет, в 1955 году были найдены погребения подростков: мальчика 12-14 лет и девочки 9-10 лет. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов). Реконструкцию одежды из стоянки Сунгирь можно увидеть на следующем рисунке:

В 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось реконструировать (см. рисунок).

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные жилет, пояс, ноговицы, набедренную повязку и башмаки. Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяной стрелой и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Кроме того, на теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду. Она была нужна им для защиты от холода. Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали. Затем их мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру вместо ткани, сухожилия вместо ниток и кости вместо иголок. Одежда, сделанная из шкур из животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур. Кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена - использовалось все.

По наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях, нам известно о широком разнообразии материалов, использовавшихся в украшениях каменного века. Высоко ценились ракушки, и некоторыми из них торговали на большие расстояния. Среди других материалов были оленьи зубы, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Люди каменного века считали, что ношение ожерелья из костей леопарда давало им магические силы.

Среди других украшений были браслеты, сделанные из бивня слона или мамонта. Нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры. Возможно, они также делали себе татуировки и пирсинг.

Представления древних о женской красоте недвусмысленно показывают найденные женские скульптурные изображения. У них массивный, мускулистый корпус, большой живот и груди, что было важно для деторождения, а значит, и красиво. Впрочем, найдены также палеолитические женские статуэтки, лишенные массивности и других подобных признаков, что не исключает и других атрибутов женской красоты, другого эстетического значения.

Одежда как средство защиты появилась у человека тогда, когда климатические условия, связанные с оледенением, вынудили его спасаться от холода. Поначалу, еще в глубокой древности, с целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром.

Необходимость укрываться от непогоды и защищаться от сил природы, причины которых человек не знал, заставила его прибегнуть к шкурам животных, которые он набрасывал на плечи. Так появилось нечто среднее между одеялом и одеждой, что условно можно назвать «покрывалом». Из кишок рыб человек научился делать непромокаемые накидки, а из трав и перьев птиц - набедренные повязки.

Уже на первом этапе человек пытался придать бесформенным материалам - шкуре, волокнам; перьям - необходимую форму. Первобытный человек одевался в шкуру - покрывало, державшуюся на плечах и послужившую прототипом современной плечевой одежды - плаща, туники, пелерины, а также носил набедренную повязку из растительных волокон и перьев - прообраз современной поясной одежды - брюк, юбок, фартуков и штанов.

Уже в каменном веке человек обнаружил волокнистую структуру некоторых растений и шерсти животных и в эпоху неолита научился прясть, ткать и вязать. Первыми тканями были грубые, типа рогожки, материалы, сплетенные из растительных волокон. В основу производства рогожи положен, как известно из исторических источников, навык плетения корзин; этим искусством люди владели издревле.

Находки костяных игл позднего неолита позволяют предположить, что одеждой в ту пору служили преимущественно сшитые звериные шкуры. Именно в эпоху неолита человек научился прясть и ткать, возникли начальные элементы текстильного производства.

Первое упоминание о текстильном производстве, по свидетельству археологов, относится к 7-му тысячелетию до н. э. Еще и теперь сохранились остатки текстильных изделий всевозможных переплетений того периода.

Первоначально для создания нитей и тканей человек использовал волокна дикорастущих растений, а занявшись земледелием и скотоводством при переходе к оседлому образу жизни, смог изготовлять ткани из волокон культурных растений (льна, конопли, хлопка) и шерсти домашних животных.

Наиболее быстрыми темпами развивалась культура в Передней Азии, Египте и Индии, где на почве собирательства очень рано, еще в мезолите, начали возделывать растения. К этому же времени относится и начало разведения домашнего скота.

Здесь уже с б-5 тысячелетий до н.э. для изготовления одежды люди начали использовать шерсть овец, коз, стебли льна. В Индии уже к концу 3-го. тысячелетия возделывали хлопок и делали из него одежду.

На Востоке, в Китае, около середины 3-го тысячелетия, то есть к концу неолитической эпохи, был найден способ разматывания шелкового кокона, и появилась одежда из шелка. Китайцы изготовляли одежду и из хлопчатых тканей, которые поступали к ним из Индии. А во 2-м тысячелетии в Китае уже было налажено выращивание хлопка и производство из него одежды.

Развитие неолитических культур в Европе протекало на местной основе, но под сильным влиянием культур Переднего Востока, откуда в Европу уже в 4-3-м тысячелетии до н.э. проникли важнейшие культурные растения. Льняные ткани найдены в относящихся к неолиту раскопках в Швейцарии.

На территории Восточной Европы еще в мезолитическую эпоху происходят большие изменения в хозяйстве первобытного общества. Наряду с занятием охотой и рыболовством, население начинает осваивать земледелие и скотоводство, обрабатывать волокнистые растения и изготовлять крученые веревки, плетеные сети и ткани.

Старинные обрядовые песни и находки льняных изделий в могильниках подтверждают тот факт, что лен был хорошо известен восточным славянам задолго до образования Киевской Руси.

Примерно в начале 2-го тысячелетия до н.э. в безлесных плоскогорьях Южной Америки древние перуанцы - инки - приручили и начали разводить лам и альпака, шерсть которых пряли и из полученных нитей изготовляли ткани и трикотажную одежду.

К концу каменного века человек уже располагал целым гардеробом различной одежды, которую он умел изготовлять как из шкур животных, так и из разнообразных тканей, научившись прясть, ткать и вязать. Теперь уже не только шкуры, но и прямоугольные куски тканей он мог набрасывать на плечи или бедра, завязывать или обматывать вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.

В зависимости от применяемых материалов и географического региона одежду по-разному крепили на фигуре: обертывали тело или драпировали вокруг тела. Драпирующаяся одежда окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек.

Человек научился сшивать не только шкуры, но и куски ткани, перегнув их пополам и оставив несшитыми отверстия для рук, а для головы вырезав отверстие посередине. Разрезав перед посередине, он получил распашную одежду.