Магический портал - Skazochnye-sny

Магический портал - Skazochnye-sny

» » Отношения и психология: как реагировать на злые шутки? Тонкий троллинг: почему мужчины шутят над женщинами? Настоящая дружба не любит злых шуток

Отношения и психология: как реагировать на злые шутки? Тонкий троллинг: почему мужчины шутят над женщинами? Настоящая дружба не любит злых шуток

Ежели ваше внимание привлекла данная статья, можно предполагать, что вы чем-то неудовлетворенны и намерены избавиться от кусающего вас чувства. Как же стать счастливым? Давайте перестанем обманываться, хоть раз скажем честно, снимая модные розовые очки – счастливым стать невозможно.

Рекомендуем отложить свой рюкзак путешественника, отправившегося на поиски счастья. Как же так? Зачем нас обнадёживать? Поистине, уважаемый читатель, это не пессимизм автора статьи, а логически обоснованное...

Человек представляет собой ярко окрашенную энергетическую систему, полную динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он постоянно делает попытки обрести состояние покоя. Он вынужден это делать. Для этого энергия и служит, ее таинственная функция - восстанавливать свое собственное равновесие.

Человек устроен так, что при всяком внутреннем или внешнем раздражении рано или поздно должно произойти такое происшествие, которое восстановит равновесие.

Вышедшая из равновесия...

Человек - странное существо… Разум был дан ему для того только, чтобы легче было человеку выполнить его предназначение. А для чего еще? Разве может быть другая задача у Промысла, кроме как только эта - помочь человеку на его Пути?

Но каким образом человек употребляет свой разум?..

Он спрашивает: а что такое Путь? а что такое Промысел? а почему я должен по нему идти? а как долго по нему идти? а что мне за это будет? а какова цель? а как понять, что это правильный путь? а как бы я мог...

Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.

Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный…

Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете...

«Их называют «душой компании». Они всегда в центре внимания, у них приподнятое настроение вне зависимости от времени суток и даты календаря. И, похоже, ничто не сможет усмирить этот поток анекдотов и острот. Иногда кажется, будто они действительно рождены для клоунады и эксцентрики.

«Но на самом деле нескончаемые шутки нередко скрывают глубокие переживания и внутренний дискомфорт, казалось бы, всегда неунывающего человека», - поясняет психотерапевт и психиатр Елена Вроно.

Светлана, 35 лет...

Раньше все было нормально - рос я в благополучной семье, эмоциональные потрясения были редко, психологического давления со стороны не испытывал.

Но потом с психикой стало твориться что то невероятное. Начали внезапно появляться мысли от которых становится мягко говоря страшно! Потом стали всплывать неприятные воспоминания и затем ко всему этому я стал выдумывать какие то ужасные ситуации и принимать их за реальное.

А недавно я еще стал думать что я способен совершить какие то ужасные вещи...

Здравствуйте! Помогите мне пожалуйста, я с детства всего боюсь, боюсь дома одна оставаться, ночью не сплю, в самолетах летать, сны в основном снятся с тем что меня хотят убить, но я убегаю. 5 лет назад у меня умерла мама. В 9 лет меня сбивала машина, было смещение позвонков. Но страхи начались где-то лет с 5. Постоянно внутри чувство какого то переживания, из-за мамы. Из-за папы (он любит уйти в запой) у меня такое ощущение что из-за этих переживаний у меня нет сил больше ни на что.

Нихочу ни...

Здравствуйте! Меня зовут Александр, мне 22 года. Меня мучает постоянный страх за свое здоровье, в частности, за сердце! Прошел обследование, врачи ничего не нашли... Поставили диагноз ВСД и отправили домой.

Назначили пропить гидазепам, натрий-бром внутривенно и магне в6... На время попустило, но недавно все симптомы опять вернулись.... Самое жуткое это страх за сердце! Как избавится от этой фобии???

Когда у кого-то проблемы, а он в ответ только шутит и хихикает, так и хочется наставительно сказать: «Вы же взрослый человек, нельзя ли побольше серьёзности?!»

Юмор - отличная штука, но, согласитесь, у каждого в жизни бывают ситуации, когда вовсе не до смеха: кризисы, увольнение с работы, проблемы со здоровьем, конфликты. Почему же, в такие моменты многие люди начинают с увлечением шутить и смеяться? Что это - отрицание проблемы, скрытая агрессия или, может, притворство?

Есть мнение, что смех во многих случаях уже сам по себе помогает решить проблему. И это - вовсе не шутка!

Смех как смещенная активность

Юмор - это специфическое эволюционное благоприобретение нашей, человеческой культуры. Животные не смеются и уж точно не начинают юморить в ситуациях, когда дело принимает критический поворот. Хватай, бей или беги, прячься или догоняй - вот и весь их сказ.

Однако и в звериной жизни время от времени случаются сложные ситуации, когда схватить, догнать, или убежать (то есть удовлетворить свою текущую потребность) они не могут. Птица на пути к фонтанчику с водой встречает стеклянную стену, дерущиеся петухи смертельно устали от драки, кошка, грациозно оттолкнувшись, запрыгивает на стол, но цепляется когтем за скатерть и кубарем катится обратно на пол. Впору сесть и поплакать (или, наоборот, посмеяться над нелепостью ситуации). Но животные этого не умеют. А что умеют?

Птица, не получив воды (но получив по голове), принимается сосредоточенно чистить перья, петухи как по команде останавливаются, опускают головы и увлеченно ищут на «поле боя» несуществующие зернышки, а кошка плюхается на пушистую попу и начинает вылизывать шерстку с таким видом, будто она это планировала с прошлой пятницы.

Как в спектакле «День радио»: «У нас две проблемы: Минобороны и пуговица! Мы пуговицу найти можем? Чисто теоретически? Можем! А с Минобороны мы ничего не можем. Вывод: ищем пуговицу».

Этологи называют такие неадекватные поведенческие реакции животных «смещенной активностью», которая возникает при конфликте наиболее важных потребностей или невозможности их удовлетворить.

Человеку смещенная активность свойственна в той же мере, что и другим животным. Например, в безвыходной ситуации, когда нет возможности пустить свою энергию в действие, мы начинаем бессмысленно ходить из угла в угол, грызть шоколад или семечки, стучать пальцами по столу или… шутить и смеяться.

Первое время этологи полагали, что смещенная активность просто заменяет адекватную реакцию и сама по себе не имеет значения. Но позже выяснилось, что смещенные действия - просто имеют относительно слабую мотивацию и поэтому тормозятся более важными. При торможении сильных мотивов слабые выходят на передний план. Получается, у нас есть подспудная потребность в юморе и смехе.

В чем она состоит и почему отсутствует у других животных?

Смех как часть физиологии

Если посмотреть на смех серьезными глазами физиолога, то окажется, что это непроизвольные сокращения диафрагмы и лицевых мышц, сопровождающиеся слабо контролируемой вокализацией и общим эмоциональным подъемом.

Во время смеха работа левого полушария тормозится, а правого - активируется. Смех самым натуральным образом «отключает» критическое мышление, способность к анализу и речи. Фактически мы входим в приятное трансовое состояние, теряя связь с реальностью. Даже анекдот нормально дорассказать не получится, если рассказчика «разбирает» смех.

Смех вызывает совместная работа сразу нескольких зон мозга. По-видимому, чувство радости нам дает система внутреннего подкрепления, которая расположена по большей части в среднем мозге. Эта зона получает информацию от коры и реагирует на неё выбросом химических веществ, вовлечённых в формирование положительных эмоций. Но для того, чтобы отправить эту информацию более «умные» зоны мозга сначала должны сами распознать ее как смешную - будь то реакция на щекотку или анекдот.

Американский ученый Як Панксепп считает, что смех возникает тогда, когда есть элемент неожиданности, который распознается как неопасный.

В анекдоте формируется модель реальности, которая переворачивается в самый неожиданный момент, вся прелесть щекотки в том, что вы никогда не знаете, в каком месте вас пощекочет партнер по игре. И в этом кроется еще один необходимый элемент смеха: это - социальное явление. Люди гораздо реже смеются в одиночку, чем в компании. Пощекотать себя самостоятельно невозможно, во всяком случае, вряд ли это вас развеселит. Любопытный факт: единственные кто может развеселить самого себя щекоткой - люди с расщеплением личности. Только у них есть возможность сделать это неожиданно для самого себя.

Самое важное: смех - отличная разрядка, которая приводит организм в тонус и дарит приятные эмоции .

Смех как тормоз для агрессии

Строго говоря, у многих высших «коллективных» животных (например, у обезьян и собак) есть комплекс поведенческих реакций, который похож на наш смех. Некоторые современные ученые-эволюционисты полагают, что мы унаследовали смех и юмор напрямую от обезьян. Их «смех» - явление иного порядка, чем наш. Даже его физиология отличается от человеческой: обезьяны смеются на вдохе, а люди - на выдохе.

Тем не менее, у высших обезьян (и некоторых других животных) есть очень похожая мимика, сопровождающаяся особыми звуковыми сигналами. Эта так называемая «игровая мина» чаще свойственна молодым животным, которые приобретают и оттачивают необходимые навыки внутри стаи.

«Протосмех» обезьян - это социальный сигнал (так называемый «релизер»), который сообщает об игровом поведении. Этим особь подает партнеру по борьбе сигнал, что нападает «не всерьез», тренируется, играет, а значит, убивать ее в ответ не надо. Люди пользуются юмором с точно такой же целью: для того, чтобы сделать ситуацию более безопасной.

Например, если человек раздражен на товарища, но не хочет «портить отношения», то вместо злого замечания или совсем уж социально неприемлемого удара кулаком, он «посылает» ему шутку.

Тогда даже если собеседник шутки не поймет и рассердится в ответ, все равно останутся пути к отступлению: «это же просто шутка! Ты что, обиделся?», которые, как и обезьяний «смех», ясно просигнализируют: «это игра, не бей меня».

Леонард: Ради Бога, мне что, надо показывать табличку "Сарказм" каждый раз, когда я открываю рот?

Шелдон: У тебя есть табличка "Сарказм"?

Комедийный сериал «Теория большого взрыва»

Выходит, эволюционно смех - не столько выражение радости, сколько способ затормозить агрессию, сделать ситуацию более безопасной. Не поэтому ли уязвимые человеческие дети смеются намного чаще, чем взрослые?

Самое важное: cмех помогает безопасно выразить агрессивные эмоции и предотвратить ответную агрессию.

Смех как «антиповедение»

Как видно, в отличие от бесхитростных обезьян, люди используют юмор не просто, чтобы предупредить об игре, но чтобы выразить вполне реально существующую агрессию и остаться безнаказанными.

Фрейд определял юмор как - «отношение, при котором личность отказывается страдать» , и «я» отказывается испытывать огорчения от посягательств действительности» . То есть, по Фрейду, шутка рождается, когда сознание пытается выразить те мысли, которые общество обычно подавляет или запрещает.

Если ты не прекратишь притворяться кассиром в супермаркете, я соберу свои вещи и уйду!

Пакет нужен?

Интернет-мем

Социальные нормы требуют от человека быть максимально приятным для окружающих, чтобы быть ими принятым. Мы - стайные животные и выживаем в коллективе. Поэтому каждая проблема, вызывающая яркие эмоции, ставит человека в ситуацию некоторого конфликта между удовлетворением своей потребности и общественным запретом - мнимым или настоящим.

Всё, ребятки! Мне пора на работу. Если я вовремя не введу данные в компьютер... никто и не заметит.

Чендлер, комедийный сериал «Друзья»

Оказавшись в ситуации конфликта мотивов, птица чистит клювом перья, кошка нервно вылизывается, а у нас есть еще и такой вариант: пошутить, снять напряжение и перевести как саму проблему, так и пути ее решения в игровую плоскость. Снять общественный запрет, но «в шутку», не всерьёз, в «игре».

«Наоборотное» поведение, игровое нарушение общественных норм - часть человеческой культуры с древнейших времен. Архаические праздничные смеховые обряды (европейские карнавалы, русские масленичные и святочные обряды), описанные в исследованиях Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, - имеют ключевую общую черту: во время таких народных гуляний строжайшие общественные табу символически нарушались под всеобщий веселый смех и ликование.

Не бей, не бей меня, Валера, -

В углу Василий причитал,

Но вдруг из темноты раздалось:

Эй, ты на ринге или где?

Стишок-пирожок

С одной стороны это, по-видимому, позволяло «выпустить пар», накопившийся за время соблюдения запретов. А с другой - закрепляло общественные нормы, показывая наглядно и буквально как «не надо». Это создавало конфликт мотивов и все дружно заходились в ритуальном смехе. Точно также работает, между прочим, и культура клоунов, трикстеров, шутов, дожившая в практически неизмененном виде и до наших времен - эстрадные юмористы, стенд-ап-камедианты, комедийные телесериалы и популярные интернет-мемы сегодня выполняют эту же социальную функцию, высмеивая социальные нормы.

Сынок, мы давно хотели сказать тебе. Ты… радиоприёмный!

Неее….. пшшшшшш….пшшттт…ееетттт!

Интернет-мем

Самое важное: юмор помогает транслировать и закреплять общественные правила, одновременно снимая напряжение от запрета. Переводя социальные табу в игровую плоскость, человеку проще принять и запомнить их.

Смех как утрата самоконтроля

У смеха есть и другое любопытное свойство, на которое обратил внимание российский антрополог А. Козинцев. Смех несовместим с речью, он полностью её подавляет. Смех связан с доречевыми, более древними структурами мозга, им управляет система так называемой лимбической вокализации (та же, которая отдает нам «приказ» кричать от боли, страха или возбуждения). Во время таких непроизвольных криков и смеха полностью «перекрывается» речь, мышление, останавливаются культурно обусловленные действия. В некотором смысле смеющийся человек на время теряет человеческий облик (в социальном смысле) и становится намного ближе к зверю.

Если вспомнить физиологию смеха, то получается, что мы оказываемся дважды беспомощными: отключается сразу и способность контролировать тело и контроль над сознанием. Для чего нам нужна настолько странная и, на первый взгляд, не повышающая выживаемости штука? Именно для того, чтобы хоть на время избавиться от утомительного контроля!

Речь и контролирующее мышление - черты, которые отличают человека от других животных. Согласно гипотезе русского ученого Б. Поршнева, речь когда-то развилось у человека во время меж- и внутривидовых конфликтов по точно такому же принципу смещенной активности. А потом социальные потребности - в общении, во взаимопомощи - встали в один ряд с биологическими. Так речь стала блокирующим фактором для многих действий, прежде всего агрессивных.

Более того, у человека развилась способность к внутреннему диалогу и в качестве венца эволюционных изменений мы получили постоянный самоконтроль, который стал одним из гарантов устойчивых социальных отношений.

Этот почти постоянно работающий режим автоконтроля и внутреннего диалога является источником постоянных внутренних конфликтов. И обеспечивает то самое противоречие мотивов, которое в мире животных приводит к смещённой активности.

Вчера был казус: сам с собою я как обычно говорил.

Но вдруг с собой не согласился, вспылил и даже накричал

Интернет-мем

Например, уволили человека с работы - внезапно, несправедливо. Лишили доступа к ресурсу и статуса. Естественная потребность: вступить в конкуренцию, отстоять свою «кормушку», вернуть статус. Наказать обидчика, обругать, вступить в бой или сдаться и впредь избегать таких вот неблагонадежных «работ» и «начальников».

Однако это не поможет решить проблему, а нападение на начальника и вовсе уголовно наказуемо. «Будет только хуже!» - нашептывает внутренний контролер. Что делать? Сесть на пол и поплакать, навсегда прекратить поиски новой работы, или начать шутить над этим, обсмеять своего шефа, на худой конец - представить его с ослиными ушами или яблоком в каком-нибудь неподходящем месте, вспомнить самые неприличные и нелепые истории про него. В игровом состоянии можно все - это ведь игра, «понарошку».

Все-таки, не зря природа позаботилась о том, чтобы в моменты игрового «отключения контроля» и «отмены табу» заодно нарушалась и направленная двигательная активность. А то знаете ли!

Самое важное: смех позволяет нарушать общественные табу, на время убирая контроль над сознанием. В итоге человек «отыгрывает» болезненную ситуацию, «в шутку» выпускает негативные эмоции и разрешает блокирующий конфликт.


Смех как двигатель прогресса

Есть и другая любопытная точка зрения на смех. Некоторые нейрофизиологи сравнивают процессы, которые происходят в теле во время приступа смеха с процессом подготовки к умиранию. Мышцы спазмируются, логическое мышление отключается, запускается усиленная выработка эндорфинов и болеутоляющих веществ.

У такой «подготовки» может быть вполне логичное объяснение: ведь смех создает субъекивное ощущение безопасности при полной физической беспомощности. Отчего бы «на всякий случай» не подготовиться?

Кроме того смех связан с «игровым» сломом запретов. Нарушение табу чревато общественным отвержением, «социальной смертью», поэтому смех всегда возникает на субъективной границе между опасным и безопасным. А именно на этой границе и расположены возможности для дальнейшего развития.

Давай посмотрим что-нибудь смешное?

На жизнь свою посмотри!

Интернет-мем

В чем же эволюционный смысл «высмеивания» проблем?

Бывают ситуации, когда жизнь поворачивается неприятной стороной и все прогнозы и предположения человека о результатах его поведения оказываются неверными. Это очень неприятно.

Какой наиболее просто вывод нам подсказывает биологическая логика? Больше никогда так не делать, чтобы не было так же неприятно. Но в социальном мире такие приёмчики работают, только если есть непосредственная угроза выживанию. В остальных случаях это нецелесообразно. Ну, поссорился ты с другом, что - больше никогда ни с кем не дружить? Уволили с работы - никогда не работать? Обжегся, когда жарил яичницу - всё, больше никакой яичницы в этом доме!

Подобная блокировка перекрывает возможность к дальнейшему экспериментированию и поиску других, более подходящих вариантов поведения.

Юмор же, переводя ситуацию в игровое поле и временно «отключая» сурового «внутреннего критика», дает возможность не только «разрядить» обстановку, но и посмотреть на проблему со стороны, увидеть новые варианты реагирования, а, значит, найти решение проблемы!

Самое важное: высмеивание проблемы - эволюционный ключ к поиску новых вариантов реагирования!

Словом, шутите на здоровье, это весело и на пользу!

Если ты спросишь у человека, хорошее ли у него чувство юмора, то, скорее всего, услышишь положительный ответ, который будет не так-то просто оспорить. Дело в том, что умение шутить и воспринимать шутки индивидуально, по этой же причине отличная шутка для одного будет казаться убогой и непристойной для другого, и оба будут по-своему правы. Конечно же, есть невыносимые зануды, которых может рассмешить лишь чужая неудача. К счастью, их меньшинство, так что не будем на них заострять внимание.

Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Порой сигара – это просто сигара, но шутка не всегда просто шутка». Он подразумевал, что существует несколько разных типов чувства юмора и что они связаны с нашей личностью.

В 2003 году исследователь психологии Род Мартин провел анкетирование, в результате которого выявил четыре типа чувства юмора:

  • Аффилиативное
  • Самодеструктивное
  • Оптимистичное
  • Агрессивное

1. Аффилиативное чувство юмора

Свойственно для людей, которые любят рассказывать анекдоты и смешные истории, не оскорбляют других людей. Назовем это юмором ради юмора. Как правило, люди с аффилиативным чувством юмора используют его для укрепления социальных связей, и все их попытки шутить идут от желания наладить общение с другими людьми.

Кто так шутит:
Обычно люди, предпочитающие шутить в данной манере, являются гармоничными и социальными личностями, которые придают большое значение своим отношениями и дружбе. Они эмоционально стабильны, умеют налаживать тесные связи с другими людьми, но не стоит думать, что у таких добряков нет стержня. Им свойственны такие качества, как стрессоустойчивость и коммуникабельность, даны уникальные адаптивные навыки.

2. Самодеструктивное чувство юмора

Этот тип юмора встречается, когда люди высмеивают свои недостатки для того, чтобы заставить других смеяться. Как правило, шутить подобным образом мы можем лишь в окружении друзей, или же выступая перед большой аудиторией, где целью является увеселение масс. Обычно это стендап.

Кто так шутит:
Те, кто избирают своим фирменным стилем такое чувство юмора, как правило, являются людьми доверчивыми. Они способны образовывать тесные социальные связи. В тот же момент эти личности склонны впадать в депрессию по любому поводу. К тому же у них наблюдаются признаки невротического поведения, отсутствие самоуверенности – это и является причиной того, что они пытаются шутить над собой, получая за счет этого одобрение других.

3. Оптимистичное чувство юмора

Этот тип юмора свойственен для тех людей, которые всегда находятся в хорошем расположении духа. Даже если Ким Чен Ын нажмет на красную кнопку, и в мире воцарится хаос, то эти парни найдут положительную сторону и в этом. Они всегда стремятся видеть во всем хорошее, и их шутки нацелены на всеобщее поднятие настроения.

Кто так шутит:
Как правило, эти люди очень адаптивны и способны справиться практически с любыми переменами в мире. Они могут смеяться как над собой, так и над событиями окружающей действительности, по этой причине очень легко справляются со стрессом. Такие люди имеют очень высокую самооценку и стараются быть оптимистами в жизни. Несмотря на самоиронию, они слишком уважают себя, чтобы опускаться до самоуничижительного юмора, и четко понимают границы дозволенного. Наверное, из всех типов они лучше всех понимают суть юмора и используют его для борьбы со стрессом.

4. Агрессивное чувство юмора

Агрессивное чувство юмора, иначе говоря черный юморок, характеризуется высмеиванием недостатков других людей, обличая их слабые стороны, ему характерен сарказм. Люди, которые предпочитают манипулировать и управлять другими, часто используют именно черный юмор.

Кто так шутит:
Обычно данным чувством юмора наделены мужчины, в редких случаях – женщины. Люди, предпочитающие шутить именно таким образом, любят критиковать, прикрываясь при этом шутками, зачастую это довольно-таки нервозные личности, которые испытывают некоторые проблемы в общении с людьми. Это является определенным способом ограничения своего круга общения, но важно отметить, что несмотря на весь присущий им цинизм, эти люди трепетно относятся к своим друзьям, которых обычно бывает не так много.

Психолог Ричард Уайзман в своих исследованиях утверждает, что чувство юмора у мужчин и женщин различается. Женщины в два раза больше смеются над мужскими шутками, нежели мужчины – над женскими, но кто бы сомневался. Мужчины больше любят шутить и спокойно относятся к тому, что над ними смеются, в тот же момент женщины зачастую воспринимают шутки в свой адрес очень болезненно.

Возможно, идеальным чувством юмора можно назвать гармоничное сочетание всех четырех типов. Ты должен всегда уметь посмеяться над собой, но в тот же момент чувствовать ту грань, где шутка перерастает в унижение. Хороший анекдот может задать тон общению или снизить градус напряжения. В любом случае жить в современном мире без чувств юмора будет очень непросто – слишком уж он противоречив.

Глупые шутки и анекдоты черного юмора, страшные истории - сегодня всем этим "добром" интернет просто завален. Кое-что из всего этого действительно забавно. Однако, часто бывает так, что анекдоты, в которых мы ищем юмор, действуют на нас совершенно наоборот - они отталкивают, угнетает и даже оскорбляют. Удивительно, но есть люди, которые все же считают их смешными. Почему так получается? Очевидно, что чтобы понять ответ, необходимо разобраться в природе юмора, его назначении, а также взаимосвязи с моралью и нравственностью, принятых в обществе, как норма.

Что такое юмор? Как он возникает?
Почему некоторые люди шутят грубо и неприятно? Их шутки глупы, а анекдоты пошлые?
Почему всегда есть люди, которых забавляет глупый юмор и черные анекдоты?
Как через юмор легко можно увидеть психологию человека, как рассказчика, так и слушателя?

Любой из нас знает, что юмор бывает разный. Бывает очень смешной, когда хохочешь и не можешь остановится. Бывает и не очень, когда кто-то говорит пошлость или грубость.

Очевидно, что юмор, его настрой и построение, связаны не только с создателем этого самого юмора, но и с нашим собственным восприятием и ощущением его. Вот почему юмор столь разнообразен во всех своих проявлениях - потому что сколько людей, столько и тем, которые можно обсмеять. И форматов - как это сделать.

Чтобы понять все разнообразие юмора, лучше всего отталкиваться от психологии человека, тогда легко понимаются и объясняются все виды юмора, даже самые отталкивающие и страшные. Проще всего сделать это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана , впервые определяющей психотипы человека через систему восьми векторов .

Для чего нужен юмор?

Изначально юмор имеет очень важную и нужное для человеческого общества предназначение. С помощью искреннего смеха снимается напряжение, происходит расслабление, мы меньше начинаем ощущать неприязнь, ненависть, злость, обида. Посмеявшись от души, нам становится легче жить и появляется благодушие. Именно отсюда и пошли все эти практики и тренинги, которые приглашают людей больше смеяться, чтобы продлить жизнь и укрепить здоровье. Однако их создатели совсем забыли народную мудрость: "смех без причины - признак дурачины". И действительно, просто смех, как сокращение мышц и звук хохота, не имеют значение - главное смысловое наполнение - то, что и вызывает в нас улыбку.

Обладателей орального вектора всегда считают душой компании, их любят все - жизнерадостные, всегда в приподнятом настроении, они постоянно болтают и балагурят. Но на самом деле причина нашей любви к ним в том, что они могут очень метко и легко сказать шутку, заставляющую нас даже в самом плохом увидеть смешное. К такому типу людей принадлежат Жванецкий, Хазанов - они не придумывают юмор специально, они просто такими формами думают и передают их обществу, чтобы снять напряжение.

Почему юмор бывает смешной и не смешной?

Но юмор оральника всегда, с давних времен - это всегда построение на пошлости: потому что единственное, что действительно смешно в этом мире - это сексуальное или высмеянное через сексуальное. Такой юмор часто называется нами черным, потому что он касается того, что вызывает в нас напряжение. Например, оральник будет шутить о смерти и похоронах, о войне и катаклизмах, чтобы снять ощущение трагедии, через смех снять стресс. Обратите внимание - такой юмор на самом деле всем очень смешон для большинства людей.

Однако есть исключения, это две категории людей - обладатели зрительного и звукового векторов в определенных состояниях. Звуковику в депрессии очень тяжело слышать матерное слово, оно для него - выражение особенной ненависти. Развитый зрительный человек никогда не будет смеяться над примитивным юмором, им нужна очень тонкая шутка, чтобы просто улыбнутся. Звуковики и зрительники часто сторонятся орального шута, а его шутки называют глупыми, анекдоты - не смешными.

В тоже время сами зрительники и звуковики могут создавать достойный юмор - это легкий стеб, тонкий снобизм, интеллектуальные шутки. В таком юморе нет пошлого начала и он привлекает к себе свою аудиторию - ведь если оральный юмор привлекает всех на свете, пусть и своей пошлостью, то этот юмор будет интересен только ограниченной аудитории.

Пошлые и глупые шутки, вызывающие отвращение

Как уже говорилось выше, очень часто шутки орального человека воспринимаются звуковыми и зрительными людьми отрицательно. Звуковику юмор мешает сосредоточиться. Зрительнику смехов ни о чем снимает чувственное напряжение и становится эмоционально опустошенным. Поэтому абсолютно закономерно отталкиваться от такого юмора и просто не слушать его.

Но есть юмор, который отталкивающий для всех, кроме очень узких категорий людей. Самые яркие из них - это люди с анальным вектором в состоянии фрустраций . Юмор таких людей всегда черный - грязный, построен на туалете и всех отвратительных подробностях этого. Их юмор призван опорочить, унизить, вымазать грязным. Он не интересен никому, кроме людей в таких же состояниях, которые в своих сообществах в интернете множат подобные черные анекдоты, от которых у любого здорового человека волосы встанут дыбом.

Другой тип людей, создающие неприятный и отталкивающий черный и глупый юмор - звуковики в определенных состояниях . Такие люди получают удовольствие от общего страдания. Они улыбаются, когда видят смерти, аварии, катаклизмах. Точно так же, как и в случае с анальными фрустрантами, такой юмор так же отвратителен для всех, кроме таких же горемык, как и они сами.

В связи с тем, что оральное слово - это вербальный инструмент для смеха в интернете его практически нет. Ведь глупый юмор, страшные и черные анекдоты тут принадлежат перу звуковиков и зрительников, часто с анальным вектором. Вот почему именно в интернете такая большая доля негатива и грязи. Тем более, что сделать это анонимно - проще простого, ведь никакого наказания, хотя бы в виде общественного порицания, не последует.

Хорошо смеется тот, кто смеется безгрешно. Открывая суть понятий "сатира" и "юмор", "шутки" и "юродство" - беседуем с психологом Денисом Новиковым. Предмет - смех, грех и другие причуды.

Из цикла бесед с Денисом Новиковым

Часть 1

- Денис, что такое смех по своей природе?

Если не говорить о каких-то специальных психологических подходах, а исходить из позиции утилитарной, то в смехе есть два взаимосвязанных момента. Во-первых, смех - это такое эмоциональное состояние, которое позволяет сбросить напряжение. Это что касается эмоциональной составляющей. А что касается интеллектуальной составляющей, то в шутке присутствует, по крайней мере, два плана: сам текст проговариваемой шутки и содержание, которое за этим стоит. И основная особенность шутки заключается в том, что текст совершенно неожиданным образом выражает абсолютно неожиданное содержание, и от этого возникает сильное эмоциональное переживание.

- Я правильно понимаю, что речь идет об ассоциативных связях? На чем построена эта игра?

К этому можно подходить по-разному. Я думаю, что психологи разных направлений и ответят по-разному. Да, можно сказать, что речь идет и об ассоциативных связях. Можно говорить и немножко о другом - о том, что темы, которые поднимаются, оказываются за счет текста, за счет подхода подняты совершенно неожиданным образом, как они раньше не рассматривались. В хорошей шутке всегда есть элемент удивления. Наверное, можно сказать вот так.

А за счет чего происходит индуцирование самого элемента комичности? Ведь неожиданность - это может быть понятно, но при этом несмешно. В каких же случаях появляется смех? Насколько я понимаю, смех присущ только людям. В связи с этим: в чем особенность нашей психики, что в ней присутствует элемент смеха?

Я думаю, что дело в том, что какие-то очень серьезные вещи в шутке можно передать в несерьезной, мало к чему обязывающей форме. И вот это эмоциональное переживание, мне кажется, связано с тем, что удается о серьезном, важном, значимом, может быть, избегаемом переживании найти в шутке неожиданно простые слова, с помощью которых можно это переживание выразить.

Шутки бывают разные. Есть шутки философские, есть просто анекдоты, ни к чему не привязанные, пошлые, плоские, есть шутки с банановой коркой, с тортами, со всем остальным. Встречаются шутки, так скажем, православные, когда в контексте общения иногда вкрапляется какая-либо цитата, которая дает взгляд на обыденную ситуацию с достаточно философским смыслом. Смешна не сама цитата, которая приводится в таком случае, а тот взгляд на нашу обыденность, комичность мирской суеты, которую она высвечивает, давая таким образом понять, что главное, а что второстепенное. В этом смысле интересно разобраться и в этой дидактической роли шутки и понять природу православного смеха.

Я думаю, что будет неудивительно признать, что всегда есть некоторое напряжение между христианином и миром. Это происходит в силу объективных причин, в силу строя внутреннего духа христианства и мира. Поскольку мир - это не только определенное количество людей, которое живет на планете, а еще и, как определяли святые отцы, «совокупность страстей», совокупность страстных, грешных проявлений.

Между христианским образом жизни и миром всегда есть некоторое напряжение, и с ним можно обходиться по-разному. Можно пытаться, будучи христианином, открыто говорить о своей неприязни, можно пытаться что-то переделать. Проблема людей новообращенных - переживание злости по отношению к этому миру или, наоборот, влечения оттого, что христианский образ жизни еще не вошел в строй жизни, и потому есть «зов мира», на который человек откликается.

И очень часто экологичным способом снятия вот этого внутреннего напряжения будет смех, потому что это будет, с одной стороны, ну, скажем так, обесценивание с помощью шутки этой совокупности страстей, а с другой стороны, способом удержаться от явного выражения агрессии и недовольства. Это один из способов - далеко не единственный и не обязательный - как-то выполнить святоотеческий наказ по поводу того, чтобы отрицать и ненавидеть грех, но при этом не ненавидеть грешника. Вот этот зазор, мне кажется, очень часто снимается с помощью шутки.

- Какие еще функции выполняет смех? Есть ли среди них основная?

Я думаю все-таки, что основная - это способ обращения с внутренним напряжением. Это внутреннее напряжение может быть обусловлено совершенно разными вещами. Возможно, оно возникает по причине раздражения и недовольства другим человеком. При этом можно как-то по-серьезному и очень строго отстаивать свои границы, что может быть, особенно если отношения достаточно доверительные и достаточно близкие, достаточно хорошие сами по себе, окажется неуместным. Шутка оказывается очень хорошим способом, с одной стороны, сказать о своем раздражении, с другой стороны, не делать при этом из мухи слона.

Кроме того, я думаю, шутки и притчи в чем-то похожи. И ответственность говорящего меньше, и степень свободы слушающего гораздо больше. И можно из шутки понять, присвоить, услышать то, что хочешь, а не то, что навязывает говорящий. Условно говоря, получается так. Если я свое недовольство выражаю в шутке, то на мне не очень много ответственности, я не говорю: «Ты знаешь, вот извинись передо мной, иначе наши отношения расстроятся». С другой стороны, человек может либо принять мое недовольство и услышать о моем раздражении, либо не принять. И в этом смысле складывается, правда, довольно свободное общение, где выбор делается по личному отношению, а не по обязанности, потому что если я скажу серьезно и жестко, я поставлю человека перед жестким выбором. Если мне этого не хочется, если я хочу дать человеку свободу, то, скорее всего, буду говорить в форме шутки.

- Если человек постоянно шутит, о чем это говорит?

Да, есть еще один момент, связанный с шуткой, в частности с шутками постоянными. Все-таки в шутке есть некоторый момент обесценивания того, о чем ты говоришь. И бывает, что человек много шутит для того, чтобы обесценить, уменьшить значимость ситуации, отношений, своих собственных переживаний. Если он постоянно стремится к такому обесцениванию, то это уже маркер каких-то психологических проблем, которые есть в этом человеке. Проблемы могут быть разные. Например, он очень тревожный, поэтому он боится брать на себя много ответственности и говорить серьезно. Или у него неустойчивая самооценка, и оказывается важным чуть-чуть обесценить то, что вокруг, для хотя бы частичного решения проблем с фантазиями о собственной неуместности, чтобы проблемы эти не были так болезненны. Нужно немножко понизить градус ситуации, потому он все время шутит.

В отдельной ситуации смех - способ обращения со своими переживаниями. Но если шутки постоянны, то спрашивается: что же там происходит у человека, что ему все время надо ощущать некоторую несерьезность происходящего?

А если рассматривать придворного шута или наших современников, избравших шутку как предмет своей профессиональной деятельности? Шут ведь не только предрасположен к смехотворной роли, он несет и некую социальную функцию. То есть, даже учитывая, что придворного шута назначали, все равно он должен был отвечать на запрос властителя и придворных, и в этом плане это практически профессия. Поэтому хотелось бы понять, какие отличительные психологические механизмы свойственны профессионально вызванной шутке. Профессиональное шутовство, работа с шуткой и с аудиторией - какова особенность такого рода деятельности, в чем его психологическая роль? Поскольку для социума она, по-видимому, имеет большое значение - это и иносказание, и попытка канализации того же социального напряжения. С другой стороны, понятно, что сами шуты к шутке относятся уже немножко по-другому. Это и профессионалы слова, и хорошие психологи. Насколько вообще православны «смехотворческие» специальности?

Шутка - это инструмент, которым, подобно другим инструментам, можно делать разные вещи. С помощью строительных инструментов и материалов можно строить дом для совершенно разных функций. Я думаю, что нечто похожее и в социальной роли шутки. В силу того, что в шутке ответственности не очень много и есть возможность непритязательно сказать о чем-то важном и нужном, оказывается, что социальная функция смеха достаточно велика. Можно представить себе две противоположные ситуации. Одна ситуация заключается в том, что смех, ирония, юмор - это культурный проект, это способ донести до людей эзоповым языком то, что другим способом донести не очень просто. Есть люди, которые таким образом шутят. Особенно это было уместно при советской власти, и, скажем, Райкин, мне кажется, выполнял эту функцию, поэтому его до сих пор помнят не только как артиста, но и как человека, который сыграл достаточно важную роль в жизни общества.

Что касается того, насколько это православно, опять же есть классическая, причем достаточно специфическая, русская традиция юродства. На Востоке юродивых почитают гораздо меньше. Так уж сложилось, не знаю, возможно, в силу менталитета нашего народа или в силу того, что у нас всегда было достаточно авторитарное государство, но, во всяком случае, в русской традиции юродство достаточно важное явление. Это, конечно, классика, некоторый образец, идеал христианский, на который можно взирать, но который ты вряд ли сможешь повторить, ты можешь технически выполнять те же функции, но в совокупности ты этого никогда не сможешь. Юродство в этом смысле для православного смеха является некоторым идеалом.

- Насколько я понимаю, Христа ради юродивые - это очень высокий уровень просветления, мудрости и святости...

Да, я поэтому и говорю не о подражании им. Ты можешь работать в школьной стенгазете, но при этом ходить в Третьяковку или Пушкинский музей, чтобы посмотреть картины классиков, от этого твое мастерство только улучшится. И это хорошо. Если же тебе будет казаться, что ты уже можешь рисовать нечто подобное, и ты начнешь это делать, вот тогда легко впасть в самообман.

Существуют ли юродивые в наше время? Почему о таких людях мало что сейчас говорят? С чем это связано? Не исчез ли этот институт, не пропала социальная значимость роли юродивого?

Я не думаю, что этот институт исчез. Мне доподлинно рассказывали о таких вот юродивых, которые жили в глубинке. Я сам был знаком с человеком достаточно высокой духовной жизни. Нельзя сказать, что он классический юродивый, но, по крайней мере, там было много юродства. Юродства очень уместного, вдохновляющего, окрыляющего, духовно наполняющего. Не думаю, что этот институт исчез. Просто люди психически неустойчивые, с серьезными психологическими проблемами очень серьезны. Это способ скрыть свою какую-то беспомощность и то, что они много чего в своих психических состояниях не могут контролировать. Они пытаются гиперконтролировать себя, и этот гиперконтроль проявляется в такой вот повышенной серьезности.

Думаю, что нечто похожее происходит сейчас и с обществом. Из-за того, что есть много каких-то и социальных, и духовных, и социально-психологических тенденций, которые сейчас практически невозможно контролировать, есть некоторый неосознаваемый кризис в обществе. Эрзац оказывается крайне серьезным. И для меня это признак неблагополучия в обществе. Я говорю не только про политику и не столько про политику. Правда, сейчас очень много слишком серьезных людей и в науке, и в церковной жизни. Для меня это маркер того, что есть какой-то кризис, какой-то социально-психологический недуг в обществе.

Кстати, вот в связи с этим хочется разобраться в феномене популярности пересылки различных шуток по электронной почте, ссылок на какие-то развлекательные ресурсы, увеличения количества этих ресурсов, порталов, которые целиком, собственно, посвящены ежедневным подборка фотожаб, коллажей, анекдотов, историй реальных и нереальных, видеосюжетов. С чем это связано? Почему это тоже приобретает вот такую популярность и создает соответственно элемент праздности?

Ну, я думаю, что это не только Интернет, достаточно посмотреть телевидение и увидеть достаточное количество абсолютно кретинских юмористических программ. Один из способов не решать проблему, когда человеку плохо, - это наркотизация. Использование алкоголя, наркотиков, Интернета, а смех явно совершенно входит в этот ряд, при смехе эндорфины выделяются. А кроме того, тебе со сцены успешные люди говорят, что ко всему можно относиться несерьезно, фактически дают тебе разрешение не задумываться о том, что происходит в твоей жизни. А то, что вот эти люди, которые дают разрешение, за счет того, что тебя накачивают вот этими эндорфинами, получают большие деньги и это способ их существования, - это как-то удивительным образом остается в такой ситуации за кадром. Это наркотик.

Смех во многом сейчас используется как наркотик. Да, правда, если тебе больно, ты после операции, то тебе дают какие-то наркотические средства, чтобы это перенести, но если ты все время употребляешь этот наркотик, то это уже про наркоманию, а не про переживание каких-то периодов жизни.

В таком случае уместно будет спросить тебя, как психолога, имеющего большой опыт работы с зависимыми людьми, о прогнозе. Если интерпретировать потребность людей в смехе как в наркотике, то с какими закономерными последствиями мы можем столкнуться в ближайшее время?

У меня грустный прогноз. Интересный феномен наблюдается у эпилептиков. Эпилепсия - достаточно хорошо изученное сейчас неврологическое заболевание, обусловленное специфической электрической активностью мозга. Психологическим выражением этого является громадное внутреннее напряжение, которое нарастает, нарастает, нарастает... а потом разряжается вот в этом эпилептическом припадке.

Чем ближе человек к припадку, тем активнее в нем две совершенно противоречивые тенденции. Повышенная серьезность неожиданно сочетается с нелепой, очень примитивной дурашливостью, такой вот глупой, кретинской клоунадой. И если говорить вот про такого человека, то, чем ближе эпилептический припадок, тем больше такие крайности видны в жизни. А сам припадок является формой снятия невыносимого внутреннего напряжения.

У меня, честно говоря, относительно общества приблизительно такое же ощущение, что, чем более серьезными, значимыми, сдержанными становятся серьезные послания, чем более кретинскими становятся юмористические передачи, шутки и юмор в Интернете, тем более это показывает на некоторый кризис, который должен разрешиться сильными переживаниями, напряжением, серьезными изменениями, связанными с жизнью общества.

Продолжение следует...