Магический портал - Skazochnye-sny

Магический портал - Skazochnye-sny

» » Игры-забавы «Ладушки-ладушки» (группа раннего возраста). Про наши «забытые» детские игры с ладошками (пестушки, прибаутки, потешки) Борьба на больших пальцах

Игры-забавы «Ладушки-ладушки» (группа раннего возраста). Про наши «забытые» детские игры с ладошками (пестушки, прибаутки, потешки) Борьба на больших пальцах

В ладушки играли родители со своими детьми с незапамятных времен, эта игра передавалась из поколения в поколение – и вот уже современные родители, забавляясь с малышом, берут его ладошки в свои и начинают приговаривать: «Ладушки-ладушки…»

Ладушки. Оказывается это не просто детская забава, которая вызывает бурю восторга у детей и море умиления у родителей! Детские психологи считают, что обучение этой игре – важный этап в развитии малыша, ступенька в становлении его интеллектуальных способностей, знакомство с окружающим миром.

Что же это за игра – ладушки?

Примитивно простая потешка воспринимается ребенком как интересное занятие, которое сопровождается смехом и хорошим настроением. На самом деле научить ребенка играть в ладушки, повторять движения за взрослыми не так-то просто.

Соединить вместе ладошки и похлопать в них – это для неопытного малыша является сверхзадачей на координацию и ритмику. Детские специалисты относят игру в ладушки к пальчиковым играм, которые нужны для того, чтобы развивалась мелкая моторика рук. С помощью повторяющихся движений малыш станет ощущать свои пальчики, научится осознанно ими двигать и закрепит результат.

Самое поразительное, что наши предки, придумывая забаву и видя, как на нее реагируют дети, интуитивно стимулировали активные точки на кончиках пальцев, которые повышают положительную энергетику, гармонизируют психологическое состояние, избавляют от негатива. Так вот откуда эта бурная, полная счастливых эмоций реакция на игру!

В чем польза игры?

Родителям важно знать, что игра в ладушки – не просто досуг малыша. Это одно из первых обучающих занятий, которое может дать положительные результаты сейчас и стать фундаментом для будущих достижений ребенка. Благодаря этой игре-упражнению:

  • развивается моторика рук, что дает толчок для активации мозговой деятельности;
  • развиваются зрительный и речевой центры;
  • зарождается тактильное общение – важный способ познания окружающего мира;
  • закладываются не только музыкально-ритмические способности, но и аналитические.

Ребенок учится владеть своими руками, подчинять их действия процессу мышления, включается в коллективное занятие. Также положительное действие массажа на ручках проецируется на весь организм и укрепляет его.

В каком возрасте можно учить ладушки?

Начиная с 3 месяцев у малыша можно заметить изменение поведения: его взгляд становится осмысленным, он не выпускает из виду игрушку, внимательно наблюдает за ней, может даже потянуть ручки к какому-нибудь яркому предмету.

Именно в этот период в моменты общения с малышом уже можно включать ладушки, держа его за ручки и приговаривая рифмованные стишки. Это будет своеобразной подготовкой для полноценной игры. Кстати, креативные родители придумывают свой вариант текста, который становится их семейным достоянием.

Каждый день, прислушиваясь к незамысловатому тексту, произнесенному с доброй улыбкой, и видя движения, малыш незаметно для окружающих осознает, что нужно делать. И когда в 5-6 месяцев он услышит знакомую распевную потешку, начнет сам складывать ладошки и радостно ими хлопать.

Чтобы научить малыша играть в ладушки, нужно набраться терпения. При этом необходимо привлечь несколько людей, которые будут сами играть и хлопать в ладоши. Тот член семьи, кто играет непосредственно с ребенком, должен взять его ручки в свои и, приговаривая нараспев стишок, похлопать ладошками вместе с малышом. Говорить нужно несколько медленнее обычного, позволяя ребенку почувствовать интонацию и ритм.

Если крохе понравилось, то можно повторить потешку несколько раз. Если же эта игра не доставила положительных эмоций, ее нужно отложить, но время от времени повторять, следя за реакцией малыша. В тот момент, когда он почувствует удовольствие от хлопков в ладошки, результат можно закрепить.

Главное в обучении:

  • не принуждать ребенка;
  • играть в тот момент, когда малыш находится на эмоциональном подъеме;
  • не превращать игру в скучный и нудный процесс;
  • задействовать всех членов семьи;
  • заниматься с малышом каждый день.

И самое главное, если малыш пока не хочет играть в ладушки или не понимает, что от него хотят, это не повод бить тревогу, сравнивая своего ребенка с теми, кто уже в ладоши хлопает. Как и любое развивающее упражнение, эта игра – труд для мамы и для ребенка.

Практика показывает, что общими усилиями, ненавязчиво, только на положительных эмоциях результат обязательно будет достигнут.

ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ

"Ладушки" - это одна из самых первых игр, в которые взрослый начинает вовлекать ребенка. Сначала взрослый сам берет ладошки малыша в свои и хлопает ими. В 8 месяцев дети начинают сами делать "ладушки" по просьбе взрослого. Доктор Идит Салкин из Университета Бен-Гуриона (Израиль) показала , что игра в "Ладушки" (песни под ритмичное хлопанье в ладоши) укрепляет навыки общения у маленьких детей, но и на школьников оказывают положительное действие: у детей, которые играют в "ладушки" во время перемен, более аккуратный почерк и меньше ошибок при письме."Ладушки" повышают сосредоточенность, но при этом снимают нервное напряжение и улучшают настроение.

Действия, которыми сопровождаются "Ладушки":

  • "Ладушки-ладушки" - хлопаем в ладошки ;
  • "Полетели" - поднимаем ручки высоко над головой ;
  • "На головку сели" - касаемся ручками головы.

В народном варианте вопросы в потешке звучат так: "Чего ели?", "Чего пили?" Мы заменили "Чего" на "Что", поскольку первый вариант по правилам современного русского языка нам представляется неграмотным. Будем приучать малыша к чистоте языка с пеленок! Если вы с нами не согласны или считаете, что мы неправы, !

Адушки вы, ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.

Адушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели!
Ладушки запели.

Адушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

Адушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Шуу! Полетели!
на головку сели,
Ладушки запели.

адушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
Отдохнем немножко.

Ады-лады-ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.

Адушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.


1."Ладушки"

1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:

- Ладушки, вы - ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая "Попили? Поели?", берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

1.2
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.

1.3
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

1.4
- Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

1.5
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!

1.6
- Лады - лады - ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.

1.7
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

3.
Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

4.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу - полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

6."Идет коза рогатая".
6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

6.3
Складывают пальцы руки в "козу" и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.

7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
- Что в горбочке?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем он клал?
- Ковшиком.
- А каким?
- Золотым.
- А выкладывал каким?
- Посеребряным

7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? - Денежки.
Кто наклал? - Дедушка.
Чем он клал? - Ковшиком.
Каким? - Золотым.

8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? - Савин.
Где был? - Славил.
Что выславил? - Копейку
Что купил? - Конфетку.
С кем ел? - С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

9. "Сорока-ворона"

9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.

9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!

9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

9.9
- Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!

10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку - бух, а там - петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.

10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку - бух!
А там - петух.

10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку - бух,
А там петух.

10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Да бух!

10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух - раздавили сорок мух!

11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.

12."Мальчик-пальчик"

12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

13.
Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот - наш малыш,
Наш малыш -... (называют имя).

14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

Чем полезны потешки для самых маленьких?

1. Успокаиваем или забавляем малыша

Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

3. Знакомим малыша с окружающим миром

Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

4. Учим ребенка каким-либо действиям

Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

Ты, мышонок, потянись,
Маме, кроха, улыбнись!
А теперь давай, дружок,
Повернемся на бочок!

Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

Тексты потешек для самых маленьких

Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



«Ладушки»

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

Потешки о животных



«В этом домике»

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Улитка-улитка»

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

«Черепаха»

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Никого я не боюсь.

«Лебёдушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



«Ножки, ножки, где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

«А где наши ручки?»

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у крохи рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки -
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок.
Ай люли люли люли
Кроху маме принесли.
Кроха маааааленький
Кроха маааменькин.
(Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

«Пальчик - мальчик, где ты был?»

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

«Раз, два три четыре пять!»

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Потешки про умывание


***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!

***
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Потешки про первые шаги


***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

***
Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Потешки про еду


***
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушке
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И сыночку на зубок.

***
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для деточки калачи,
Для деточки горячи.

***
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

***
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!

Сегодня большинство молодых мам и пап знают о пользе пальчиковых игр. Игры с пальчиками стимулируют процесс речевого и умственного развития. Об этом свидетельствуют и исследования физиологов, и опыт многих поколений. На этой страничке, наряду с пальчиковыми, собраны разнообразные веселые игры, которые также очень важны для развития малыша первых лет жизни. Это и «Коза рогатая», и умывалки с пробуждалками, и многое-многое другое. Наши с вами бабушки и дедушки придумали очень много интересных потешек для детей, с которыми и одеваться веселее, и кушать быстрее, и делать первые шаги легче.
«Пробуждалки» (с рождения) Потягушечка-дорогушечка Гони прочь дремушку! (Имя) встань, поднимись, Подбоченься, подбодрись, Оглянись по сторонам - Идет солнце в гости к нам! Потягушеньки-порастушеньки! А в ножки - ходушеньки, А в ручки - хватушеньки, Поперек - толстушеньки, А в ушки - слышушеньки, А в глазки - глядушеньки, А в носик - сопушеньки, А в ротик - говорок, А в головку - разумок! «Умывалки» (с рождения) Водичка, водичка, Умой (имя) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Причесывая девочку , приговариваем:
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету.
Я плету, плету, плету.
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
«Ладушки» Учим малыша раскрывать кулачки - «хлопаем» кулачками и приговариваем: (с 1 месяца) Вьюшки, вьюшки, Вьюшки вью, Колотушки колочу, Приговариваю. К 3 месяцам от постукивания кулачками переходим к игре в похлопывание ладошками , для начала можно похлопывать ладошкой малыша о мамину руку. Хлоп, хлоп, ты ладошечка, Хлоп, хлоп, моя крошечка! Примерно к 8 месяцам большинство малышей уже готово самостоятельно играть в ладушки. Но иногда, игры в «Ладушки» начинают нравиться ребенку только 1-1,5 годам. «Ладушки» (русская народная песенка) - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка масленькая, Бражка сладенькая, Бабушка добренькая. Попили, поели, Домой полетели, На голову сели, Ладушки запели. (можно говорить: «Шу полетели, на головку сели») (положить ручки малыша на головку) Потешки для гимнастики Ладошка-локоток, Ладошка-локоток, Локоток-ладошка, Будь здорова крошка! (приговаривают девочке) Расти крепеньким, сынок! (приговаривают мальчику) (при поглаживании ручек ) Трушечки-потрушечки, Пекла бабка ватрушечки, Ватрушечки, колобушечки. (делая массаж малышу можно приговаривать, делая поглаживание и растирание ) Тяни холсты, потягивай, В коробочку накладывай. (Для пассивных упражнений , например, скрещивания рук на груди. Если ребенок уже умеет самостоятельно садиться, рассказывая про холсты, можно поиграть в следующую игру. Посадите малыша себе на колени, так чтобы его ножки обхватывали вас. Выпрямите свои ноги, держа их немного на весу. Ребенок должен держаться за ваши пальцы. Положите малыша себе на ноги, а затем немного помогая ему и потягивая за ручки помогите ему вернуться в вертикальное положение и сесть. Это хорошее упражнение для мышц спины и пресса) Есть такая бесконечная сказочку про сову, перед сказыванием которой деткам говорили: «Слушай и не перебивай!» Летела сова - Веселая голова . Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. (Сказывать дальше?) Сказка эта докучная конечно, но рифма малышам обычно очень нравится. Поэтому, ее вполне можно использовать при выполнении различных упражнений во время занятий гимнастикой, а также для занятий на мяче (шаре Бобаса). Ути плавали , ути плавали… (движение руками встроны) Шу, полетели, на головку сели. (положить ладошки малыша на голову) Шагаем вместе Когда малыш делает первые шаги, взрослый приговаривает: "Топ-топ" Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ. А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ.

«В ямку бух»
Ребенка сидящег о на коленях, взрослый покачивает, имитируя поездку по кочкам, а при слове: «бух», изображает падение в ямку.
Ехали мы, ехали,
За шишками, орехами
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
А потом по кочкам, по кочкам,
По узеньким дорожкам.
Вприпрыжку, вприскочку
В ямку бух!
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку - бух!

«Сорока-белобока»
Водим указательным пальцем по ладошке малыша, приговариваем, загибаем пальчики малыша по одному, начиная с большого, в конце прибаутки теребим мизинчик.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Он в лес ходил.
Этому дала,
Он дрова рубил.
Этому дала,
Он воду носил.
Этому дала,
Он печь топил.
А самому маленькому ничего не дала.
В лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил.

Кушаем
Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает: Ай, люленьки, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем же (имя) накормить? Один сказал: «Кашкою!», Другой: «Простоквашкаю!», Ну, а третий: «Молочком И румяным пирожком!»

Сорока-белобока, где была?
- Далеко. Кашу варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.

Прибаутка от икоты
Икота, икота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
(иногда добавляют: а со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото)
Приговаривая, взять ребенка на руки лицом к себе в вертикальном положении. Прижав к себе, поглаживать и слегка похлопывать по спинке малыша.

На прогулке

На качелях.
Есть качели на лугу - Вверх, вниз! Вверх, вниз! (или кач-кач, кач-кач)
Я качаться побегу- Вверх, вниз! Вверх, вниз! (или кач-кач, кач-кач) Когда малыш прыгает и скачет: Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг скок! Закружился потолок. Прыг-скок, прыг скок! Баба встала на носок, а потом на пятку, А потом пошла плясать весело в присядку. Баба сеяла горох и сказала громко: «Ох!»
Эта веселая прибаутка также любима
для игр в воде.

Если малыш плачет
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

«Коза рогатая»
Взрослый изображает пальцами руки рога, припевает и немного щекочет малыша.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками - топ, топ!
Глазками - хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает!

Игры с детьми от 1,5 лет
Взрослый рассказывает или припевает и показывает, что малышу делать. Малыша в такой игре называют, например, заинькой, который молча повторяет за взрослыми все движения.
В такие игры также могут играть с малышами старшие ребята, например, братья и сестра. Если детей много, то они могут встать вокруг младшего вкруг и водить хоровод.

«Синица» Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. (попрыгать) Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок, (обернуться вокруг себя) Чуть присела на минутку, (присесть на корточки) Почесала клювом грудку (носиком вправо-влево наклоняя голову) И с дорожки на плетень, (встать и попрыгать) Тили-тень, тили-тень. «Заинька» Заинька, выходи, серенький, выходи! Вот так, вот сяк выходи! Вот так, этак выходи! (заиньке показывают, как надо выходить, например, на середину круга) Заинька погуляй, серенький погуляй! Вот так, вот сяк погуляй! Вот так, этак погуляй! (несколько шагов то в одну, то в другую сторону) Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой! Вот так, вот сяк топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой! (несколько раз топнуть ножкой) Заинька повернись, серенький повернись! Вот так, вот сяк повернись! Вот так, этак повернись! (обернуться вокруг себя) Заинька руки в боки, серенький руки в боки! Вот так, вот сяк руки в боки! Вот так, этак руки в боки! (положить руки на талию) Заинька поскачи, серенький поскачи! Вот так, вот сяк поскачи! Вот так, этак поскачи! (попрыгать) Заинька попляши, серенький попляши! Вот так, вот сяк попляши! Вот так, этак попляши! (изобразить какое-нибудь танцевальное движение) Заинька поклонись, серенький поклонись! Вот так, вот сяк поклонись! Вот так, этак поклонись! (заинька кланяется и игра заканчивается) «Каравай» (игра для малышей в день рождения и не только) Чтобы малышам было понятно, во что они играют, им следует рассказать, что каравай - это такой большой круглый хлеб. Одного из малышей ставят на середину круга, остальные берутся за руки и водят вокруг него хоровод, припевая: Как на (имя ребенка) именины (или день рождения) Испекли мы каравай! Вот такой вышины! (поднять руки) Вот такой нижины! (опустить руки и наклониться) Вот такой ширины! (раздвинуть круг шире) Вот такой ужины! (сузить круг) Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай! После последних слов, ребенок, вокруг которого водили каравай, выбирает любого из водящих хоровод и меняется с ним местами. Выбирая себе замену, взрослые и старшие дети могут приговаривать: «Я люблю, конечно, всех, но вот эту (или имя игрока) больше всех!». Игра повторяется снова и снова, пока есть желание «водить каравай»! «Пальчиковые игры» Не последнее значение, на мой взгляд, имеет то, что малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать различные определения и действия, изображать животных и предметы. Пальчиковые игры вполне можно придумать самим, читая детские стихи и запевая песенки, попробуйте показать какие рожки у коровы, коготки у котика, что корова большая, а котик маленький. Несложно изобразить, что кто-то спит или плачет, а с помощью большого пальца показать какое у вас хорошее настроение. Малыши часто сами придумывают себе свою пальчиковую гимнастику, например: нажимают пальчиками (указательными пальцами рук) на клавиши фортепиано или изображают указательным и средним пальцами танцующего человечка. «Большой пальчик» Сожмите ручку малыша в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая: Этот пальчик самый главный. Он у (имя) для того, Если спросят: «Как дела?» Громко ты ответишь: «Во!»
«Салатик» - Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу) - Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу) - Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой) - Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик) - Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки) - Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту) «Пароход» «Пароход плывет по речке и пыхтит он будто печка: пых-пых-пых-пых» (Приложить ладошку к ладошке, большие пальцы поднять вверх. Пароходики могут не только плавать по столу, но и встречаться и знакомиться.) «Топ-топ» - Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги) - Топ-топ, топ-топ. - А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног) - Топ-топ-топ-топ. «Замок» Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок, кто его открыть бы мог? - Потянули-потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы) - Покрутили-покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы) - Постучали-постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы) - Оп, замочек и открылся (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны). «Скворечник» Делаем руками над головой домик - соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны. - Из скворечника торчат клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду) - Клювик раз (показываем клюв одной рукой), клювик два (показываем клюв другой рукой) - Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики), голова (делаем «замок»). - Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной). «Цветы» Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком). - Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони) - Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру) - Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону) - Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу) - Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову) «Мишка» - Как на горке (показать руками жест - горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку) - И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой) - А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя) - Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту) «Еж» - Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики) на пригорке (показать руками жест - горку) - Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики - иголки) устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки) - А под листьями шуршат пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

«Воздушный шарик»
Надувают пальцы шар, (складываем ладошки, дуем на них)
Он становится большой. (пальчики сгибаем, ладошки принимают форму шара)
Шарик лопнул, воздух вышел - (хлоп, складываем ладошки)
Стал он тонкий и худой. (руки со сложенными ладошками поднимаем змейкой вверх, изображаем, как летит шарик, когда из него выходит воздух)