Магический портал - Skazochnye-sny

Магический портал - Skazochnye-sny

» » Алгоритм социально-психологической диагностики семьи. Психодагностика семьи Взаимоотношениях в семье методы диагностики детей

Алгоритм социально-психологической диагностики семьи. Психодагностика семьи Взаимоотношениях в семье методы диагностики детей

Шинина Т.В.

Кандидат психологических наук, доцент, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ

Аннотация

В статье обозначены ключевые проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия. Представлен анализ структуры семьи с усилением количественных показателей семейного неблагополучия на современном этапе развития социума. Показаны этапы социально-психологической диагностики. Намечены ключевые позиции по проведению диагностической процедуры семьи. Представлены маркеры семейного неблагополучия и технологическая карта исследования семьи.

Ключевые слова: социально-психологический алгоритм, диагностика семьи, маркеры семейного неблагополучия

Shinina T.V.

PhD in Psychology, Associate professor, Institute of Additional Vocational Training of Social Workers

ALGORITHM FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS FAMILY

Abstract

The paper outlines the key issues of early prevention of family trouble. The analysis of family structure with increased quantitative family problems at the present stage of development of society. The stages of socio-psychological diagnosis. Outlined key points for the diagnostic procedure family. Presented markers family problems and routing family research.

Keywords: socio-psychological algorithm, diagnostics family, markers family trouble

С каждым годом растет количество семейного неблагополучия, и причины связаны с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, возрастанием случаев болезни и смертности одного из супругов. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественной однодетной семье. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост внебрачных детей. Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни [И.Ф. Дементьева 2005; М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева, 2005; Г.В. Семья 2010, 2013, Т.И. Шульга 2010, 2012; 2014, Е.И.Холостова 2011, 2013,2014 и др.] .

Из представленных данных видно (табл.1) , что отмечается устойчивая тенденция увеличения количества семей, которые нуждаются в социально-экономической, психолого-педагогической и эмоциональной устойчивости.

Таблица 1. Численность семей и детей по категориям семей в 2014/2015 гг. .

Современная социальная ситуация отражает потребность в разработке единого диагностического маршрута по раннему выявлению семейного неблагополучия. Алгорит социально- психологической диагностики включает в себя:

1 ЭТАП: Поступление запроса к специалисту

2 ЭТАП: Обработка запроса (проведение диагностики)

3 ЭТАП: Определение формы поддержки семьи по выходу из кризисной ситуации (подготовка рекомендаций)

Рисунок 1. «Алгоритм социально-психологической диагностической процедуры семьи»

С поступлением запроса специалистам сигнала от компетентных органов и особенно третьих лиц должна выражаться строго в рамках действующего законодательства, и с соблюдением этических норм.

Обработка запроса. На этапе проведения диагностики происходит изучение личности ребенка и семьи в социуме на основе современных научных методов прикладной и теоретической социологии, психологии, педагогики. Проведение диагностики семьи осуществляется командой специалистов, что обеспечивает комплексно подойти к решению поставленной задачи, прорабатывая социальную, психологическую и педагогическую сторону проблем. В процессе изучения психологом социальной сферы (социально-психологической диагностики) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и др.

Специалист устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает использовать собственные ресурсы. Своеобразие семейной ситуации складывается при сопоставлении некоторых параметров семейной системы, которые включают в себя: семейную структуру; коммуникации между её членами; правила; семейную историю; стадии жизненного цикла, на которой в данный момент находится семья; функции проблемного поведения или симптомы.

Анализируя характер выявляемых проблем в семье, мы выделяем следующие маркеры семейного неблагополучия .

  • не исполнение родительских обязанностей (асоциальное поведение родителей, нарушение стилей воспитания, поведенческие нарушения у детей);
  • трудности в обучение ребенка (пропуски занятий, внутришкольные конфликты);
  • нарушение детско-родительских отношений;
  • внутрисемейные конфликты (в том числе жалобы родственников);
  • жестокое обращение (в том числе отказы от детей);
  • психические нарушения;
  • конфликт с законом;
  • множественные проблемы.

Диагностика включается в себя ряд процедур, позволяющих всесторонне подойти к вопросу выявления проблем семьи:

Выход на дом и составление Акта обследования социального окружения ребенка и его семьи – осуществляются с целью получения информации о социально-бытовых условиях проживания семьи, их воздействие на ребенка, отношения в семье, роль родителей в семье. Использование базового набора методик (во время нахождения в семье или при консультировании в учреждении) таких, как: Диагностическое интервью, «Карта социальных связей», Проективные методики, «Семейный климат».

Психологическое обследование детско-родительских отношений методикой «Анкета семейных взаимоотношений». Данные методики проводятся с целью анализа причин нарушения функционирования семьи, выявляя психологические и педагогические составляющие проблемы.

В случае необходимости специалист для каждой семьи и конкретного случая подбирает дополнительные методики. Отправляет запросы и анализирует информацию, полученную из школ, детских садов и других организаций.

В своей работе психолог социальной сферы может использовать следующую технологическую карту исследования семьи :

Заключительный этап проведения социально-психологической диагностики – это верно подобранный ключ к решению проблем семьи, т.е. нахождение необходимых форм оказания помощи семье.

Вопрос раннего выявления семейного неблагополучия, представляет уникальность позиции специалистов межведомственных команд в контексте обсуждаемых проблем заключается в том, что все основные позиции психологии семьи важны с точки зрения законов его развития. Это означает, что помимо выполнения узкопрофессиональных функций, в современной ситуации специалисты могут выступать носителями уникальной позиции, которая позволит им эффективно защищать права ребенка, содействуя содержательному диалогу в профессиональном сообществе на территории городской площадки.

Литература

  1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные
трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
  2. О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году. Ред.-сост.Е.Ю.Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Акварель», 2015 – 172 с.
  3. Психология социальной работы: Учебник для бакалавров. /И.Н.Галасюк, О.В.Краснова, Т.В.Шинина; под ред.докт.психол наукО.В.Красновой. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 – 304 с.
  4. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография /Е.И.Холостова, И.В.Малофеев. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.
  5. Шинина Т.В. Социально-психологические особенности отцовской я-концепции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2015 №3. – С.60-67
  6. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2007. 254 с.
  7. Шульга, Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 4. – С. 40-44.

References

  1. Krjukova T.L., Saporovskaja M.V., Kuftjak E.V. Psihologija sem’i: zhiznennye
trudnosti i sovladanie s nimi. SPb.: Rech’, 2005.
  2. O polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v gorode Moskve v 2014 godu. Red.-sost.E.Ju.Zaharenkova / ANO «Sovet po voprosam upravlenija i razvitija». – M.: OOO «Akvarel’», 2015 – 172 s.
  3. Psihologija social’noj raboty: Uchebnik dlja bakalavrov. /I.N.Galasjuk, O.V.Krasnova, T.V.Shinina; pod red.dokt.psihol naukO.V.Krasnovoj. – M.:Izdatel’sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2013 – 304 s.
  4. Sistema social’nogo obsluzhivanija naselenija: istoricheskij jekskurs i sovremennyj vzgljad: Monografija /E.I.Holostova, I.V.Malofeev. – M.: Izdatel’sko –torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2016. – 368 s.
  5. Shinina T.V. Social’no-psihologicheskie osobennosti otcovskoj ja-koncepcii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». 2015 №3. – S.60-67
  6. Shul’ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoj sem’ej: ucheb. posobie. 2-e izd., stereotip. M., 2007. 254 s.
  7. Shul’ga, T.I Specifika okazanija pomoshhi sem’jam gruppy riska // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». 2010. № 4. – S. 40-44.

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Шакурова М.В. утверждает: «учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи» . Автором рассматривается мониторинг как систематизированная форма диагностики семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений .

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

2. Классификация психодиагностических методик диагностики семьи.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик, из них наиболее полная классификация представлена В.Столиным.

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью.
Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Первые, так или иначе, опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема.

По этому основанию обычно выделяют:

1) объективные тесты;

2) стандартизированные самоотчеты:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие контент-анализ;
в) шкальные техники и методики классификации;
г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью);
5) психофизиологические, аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию поведенческих показателей .

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

· актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

· их история, особенно в критических точках онтогенеза.

· межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.

· объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок .

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:

Рис.1 Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений.

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых методик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку, могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов, эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4-5 лет и до 11-12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) - проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть - фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста - стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительских отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник «Подростки о родителях», показывает установки и стили родительского воспитания так, как их видят дети подросткового и старшего школьного возраста.

5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики, предлагаемые диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI - VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике дестко-родительских отношений могут применяться и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако, применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка, специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу педагога, либо психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.

Ольга Крошухина
Методики диагностирования семьи

В современной педагогике существует большое разнообразие методов оказания помощи и поддержки семье в трудной ситуации . Одним из важнейших является диагностика , исследование семьи , применяющаяся для изучения особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

Семейная диагностика занимается выявлением особенностей взаимоотношений в семье , а также позволяет установить характер влияний семьи на психологические характеристики ребёнка, определить направление и формы психологической помощи семье , выбрать наиболее эффективные варианты решения семейных проблем.

Я вам дам краткую ориентировочную классификацию диагностических методик , сгруппированных по решаемым с их помощью задачам. Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками . Наиболее ценные методики обладают универсальностью - они могут успешно применяться для решения разных задач. И ещё одним ведущим основанием методической классификации методик является мера объективности-субъективности, которой обладают ее результаты.

В случае объективных методик влияние исполнителя (диагноста ) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты , напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Не существует жесткой границы между двумя классами.

Существует ряд промежуточных вариантов методик , обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Следует помнить, что большинство методов личностной психодиагностики следует считать прерогативой специально подготовленного психолога.

Классификация методик :

1. Объективные тесты с выбором ответа. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме норматива, то есть имеются объективно правильные и неправильные ответы.

2. Опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на вопрос. Но ключ к в этом случае определяется не нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. Опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт , а также установок, ценностных ориентации, самооценки.

3. Методики субъективного шкалирования. В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики . Испытуемый оценивает объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.

Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования . Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.

В данном случае сам ребенок оценивает какие-то объекты внешнего мира, либо людей (преподавателей, родителей, друзей, либо события своей жизни, либо себя самого. Ему дается, как правило, бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в словесной, числовой или графической форме. От формы суть не меняется : методика все равно остается методикой шкалирования . Но от формы шкал иногда существенно зависит доступность методики для ребенка в его возрасте.

Вся трудность в том, что методики шкалирования требуют от ребенка высокого уровня развития речи, словарного запаса, ассоциативного мышления. Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики , то с ее помощью нельзя получить достоверные результаты.

А теперь посмотрим, какие понятия должны быть уже сформированы у ребенка для успешного выполнения этой методики ? Понятия максимум и минимум (самый, крайний и т. п., понятие все люди, понятие середина (средний, промежуточный уровень, понятия выше/ниже (больше/ меньше, понятие себя и, наконец, понятия счастье, ум и аналогичные, выступающие критерием оценки.

Как видим, далеко не всем дошкольникам и даже младшим школьникам должна быть легко доступна такая методика . Если взрослые не развивали у ребенка ассоциативно-рефлексивное мышление, то, впервые столкнувшись с подобной методикой , ребенок оказывается перед задачей впервые сформировать у себя довольно сложное умение, включающее комплексную координацию целой системы понятий.

Поэтому, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, использование методик шкалирования - не дело педагога, а дело специально подготовленного психолога.

Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста . Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

3. Наблюдение (диагностика семейных / супружеских отношений, диагностика детско-родительских отношений).

Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются выводы.

Т. е. мы знаем, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку.

4. Интервью (с ребёнком) .

Этот метод , один из наиболее древних и популярных в психологии и педагогике, очень часто кажется новичкам самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь педагог (психолог) добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать наши вопросы. А в случае непосредственного контактного на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера - не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между ребёнком и педагогом.

5. Беседа.

Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия.

Определенной модификацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы.

6. Проективные методики (рассказ, рисунок, ролевая игра) .

Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики ) . Тестовый стимул с этих методиках фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа «Напиши сочинение» ).

Прежде всего следует разобраться с самим названием этого класса методик . Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ - злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит ПРОЕКЦИЯ - символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов.

Становится ясно, что ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов.

Требование к проведению проективных методик – соблюдение необходимых атрибутов научной технологии.

Тема 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

Цель и задачи психологической диагностики семьи.

Методы психологического изучения семьи.

Параметры диагностики супружеских отношений и соответствующие методики.

Особенности психологической диагностики семьи с проблемным ребенком.

Особенности психологической диагностики семьи на основе индивидуального и системного подходов.

Возможность оказания психологической помощи семье зависит прежде всего от правильного выявления ее проблемы на основе психодиагностических данных.

Существуют такие психологические методы изучения семьи :

научно-исследовательские , направленные на теоретическое обобщение данных, расширяют профессиональный кругозор психолога-практика;

диагностические , с помощью которых получают конкретные данные, необходимые для работы с определенной семьей;

коррекционно-диагностические , либо психотерапевтические, направленные на определение формы и содержания коррекционной работы с семьей.

При этом психологическая диагностика семьи предполагает решение таких задач :

Выяснение того, является проблема семьи объектом воздействия психолога или других специалистов (психиатра, юриста, дефектолога и т.д.);

Выявление объекта психологической помощи (ребенок, его родители, семья в целом);

Выбор способа воздействия (индивидуальная работа с ребенком, его родителями, супружеской парой, ребенком и отцом, группой детей, родителей, семьи в целом);

Психодиагностика во время коррекционного воздействия с целью определения тактики коррекционного процесса (реакции членов семьи на психолога и друг на друга, особенности их поведения и т.п.).

Решить перечисленные задачи трудно прежде всего из-за сложность семьи как системы, на формирование и жизнедеятельность которой влияют множество внешних и внутренних факторов (см. темы 1-3), а также из-за отсутствия единого подхода к решению проблем семьи.

Среди существующих теоретических концепций 3. Кісарчук выделяет два полярных подхода к изучению семьи: индивидуальный и системный. При индивидуальном подходе семья рассматривается как стресс-фактор, с которым должен справиться член семьи, который обратился за консультацией к психологу. Задача психолога заключается в выявлении индивидуальных особенностей членов семьи, затрудняющих семейную адаптацию. Системный подход перемещает центр диагностики с индивида на групповые процессы семьи как системы, а проблемы членов семьи в этом случае считаются такими, которые отражают дисфункции семейной системы.

В рамках индивидуального подхода используют диагностические средства, направленные на исследование таких сфер семейной жизни, как супружеские отношения, отношения родителей и детей, стили воспитания и их влияние на становление личности ребенка.

Диагностика супружеских отношений направлена прежде всего на выявление факторов, снижающих удовлетворенность браком и, следовательно, нарушают его стабильность (см. тему 2).

Так, выявление уровня супружеской совместимости на основе структурно - функционального подхода (когда совместимость проявляется в способности

супруги образовывать целостную, уравновешенную семейную диаду с согласованными и непротиворечивыми семейными ролями) предполагает изучение различных характеристик супругов:

психофизиологических свойств индивидуальности членов семьи; при этом предполагается, прежде всего, определение совместимости типов высшей нервной деятельности супругов, их темпераментов с возможным использованием экспресс-методик (тесты - опросники Айзенка, Стреляу и др.);

характерологических свойств членов семьи (опросник Кеттела (16 РР), ММРІ и др.);

характеристик ценностно-мотивационной сферы супругов (методика ценностных ориентаций Рокича - Ядова, методика ТЮФ Шмелева - Болдиревої, методика “Семейные ценности". Торохтия и др.);

соотношение психологических семейных ролей (методика РОПД А. Волковой и Г. Трапезникової (см. прил. 1), методика определения функционально-ролевой согласованности С. Ковалева, методика “Социально-ролевая адекватность". Торохтия и др.).

Диагностика супружеских отношений на основе адаптивного подхода предполагает изучение характеристик межличностных отношений, внутрисемейного общения и взаимодействия, выявление тех их аспектов, которые приводят к недоразумениям и конфликтам, с целью поиска резервов адаптации супругов друг к другу.

В этом случае целесообразно применять шкалу супружеской адаптации (тест-опросник “Удовлетворенность браком" (см. прил. 2), шкалы субъективной удовлетворенности браком Г. Трапезникової и др.), технику “репертуарных решеток". Похилько В. Федотовой, метод семантического дифференциала, тест Лири, методика В МСК. Левкович и О. Зуськової , по - дачно-игровые методы (например, игру “Интрига" В. Кроника и Е. Кроник ), моделирование субъективной ситуации конфликта (“МАКС" В. Смехова и др.). При этом часто используют прием “рефлексивной имитации", когда предлагают заполнить за партнера тот или другой опросник, а затем выявляют степень понимания супругами друг друга, а также уровень реализации их ожиданий в отношении партнера.

Особое значение как объект психодиагностики семейных отношений имеет семья с ребенком , поскольку чаще всего именно в проблемах ребенка отражаются проблемы семьи в целом (см. тему 3).

Внешним проявлением проблем ребенка есть конфликты с окружающими. В этой связи 0. Бодалева и В. Столин предлагают такую схему психодиагностики ребенка без аномалий психического развития .

1. Выявление зоны конфликта в беседе с родителями и ребенком, а также с помощью тестовых методик (“незавершенных предложений", “рисунка семьи" и других проективных методик).

В этом случае важно исследовать различные аспекты жизни ребенка (ее положение в семье, отношение к родителям, братьев и сестер, других родственников, особенности воспитания в семье, применения поощрения и наказания и реагирования ребенка на них, отношение к школе (детсаду) и сверстников, педагогов и воспитателей), выявить его интересы и возможности.

При этом можно выделить такие зоны конфликта: семья (в общем, с одним или с обоими родителями, с братьями и сестрами, другими родственниками), формальные или неформальные объединения сверстников, общественные институты воспитания (школа, детсад), конфликтные отношения с отдельными педагогами или воспитателями.

2. Выяснение содержания конфликта во время беседы с ребенком, а также с помощью психодиагностических методик, направленных на выявление индивидуальных особенностей ребенка, его психического, и прежде всего эмоционального, состояния (настроение, уровень тревожности, страхи и т.п.), характера взаимодействия с окружающими.

На практике используют такие методики, как тест Люшера, шкалу самооценки уровня тревожности Спилбергера - Ханина, САН, шкала депрессии, методика изучения самооценки Будассі или Дембо - Рубинштейн, шкала уровня субъективного контроля, тест “Дом - дерево - человек", тест “Несуществующее животное", рисунок семьи и др.

3. Определение особенностей поведения ребенка в конфликте на основе непосредственного наблюдения за ней, а также на основании данных при применении теста Томаса, проективных методик (например, малюнкового теста Розенцвейга), беседы с ребенком о его проблемах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности проблем детей. Так, отклонения в поведении дошкольников и младших школьников часто связаны с проблемами их эмоциональной сферы, вызванными переживанием чувства стыда, унижения, вины за недостаточную сформированность доверия к миру, что трансформируются в переживания различных страхов* .

Характерное для подростков стремление к расширению сферы общения, самостоятельности, самоутверждения может привести к конфликтам с окружающими из-за отсутствия достаточных коммуникативных навыков, нестабильность самооценки, неадекватность уровня притязаний, повышенную требовательность к окружающим.

Полученные таким образом данные являются основой для дальнейшей работы психолога с ребенком и семьей.

Если зоной выявленного конфликта ребенка является семья, дальнейшее направление психологической диагностики заключается в выяснении особенностей семейного воспитания ребенка.

Анализируя процесс воспитания в семье, психолог должен прежде всего выяснить стиль воспитания. Если обнаружен стиль не способствует развитию личности ребенка, необходимо выявить причины неадекватного отношения родителей к ребенку.

Для изучения особенностей семейного воспитания используют опросники “Анализ семейной тревоги", “Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)" Е. Ейдеміллера , тест-опросник отношения родителей

О. Варги, цветной тест отношений А. Еткінда, тест Лири и др.

Так, с помощью опросника АСВ выявляют особенности нарушения процесса воспитания в семье по следующим признакам (см. прил. 3) :

уровень протекции (степень занятости родителей воспитанием ребенка), для характеристики которого используют две шкалы - гіперпротекція (Г+) и гіпопротекція (Г-);

степень удовлетворения потребностей ребенка , что предполагает возможность двух отклонений - потакание потребностям (шкала П+) и их игнорирование (П-);

количество и качество требований к ребенку в семье , которые проявляются, во-первых, в виде обязанностей ребенка (соответствующие отклонения зафиксированы в шкалах чрезмерности требований-обязанностей В+ и недостаточности требований-обязанностей В-), во-вторых, в запретах, устанавливающих неприемлемые образцы поведения ребенка, которые определяют степень ее самостоятельности (шкалы избыточности требований 3+ и недостаточности требований 3-), в-третьих, в санкциях, наказаниях за нарушения ребенком требований (шкалы чрезмерности санкций, жестокого обращения С+ и минимальности санкций, ориентации на поощрение С-);

неустойчивость стиля воспитания , то есть резкая смена стиля, приемов воспитания (шкала Н).

Анализ сочетаний перечисленных признаков воспитания (см. прил. 3) дает возможность выявить стили воспитания, которые неблагоприятно сказываются на развитии личности ребенка (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Диагностика стилей негармоничного семейного воспитания

(по Е. Ейдеміллером )

Примечание . Выраженность признака: +--- избыточный; недостаточная; ± - возможны как чрезмерность, так и недостаточность или слабо выраженное отражение.

С помощью опросника АСВ выявляют психологические причины отклонений в семейном воспитании, вызванные прежде всего личностными проблемами родителей, решаемые за счет ребенка:

чаще всего наблюдается тогда, когда супружеские отношения по определенным причинам (несоответствие характеров, развод, смерть) нарушаются и от ребенка требуется удовлетворять хотя бы часть потребностей (в привязанности и частично, как правило, на неусвідомлюваному уровне - эротических потребностей);

стимулирование проявлений качеств у подростка (шкала ПДЯ), что приводит к развитию психического инфантилизма ребенка;

воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН), когда родители (как правило, с психастенічними чертами личности) потакают ребенку, уступая ей практически во всем, воспроизводя стиль взаимоотношений в прабатьківській семьи;

фобия утраты ребенка (шкала ФУ) - преувеличение “хрупкости", болезненности ребенка;

недоразвитость родительских чувств (шкала НБП), обусловливающие эмоциональное отторжение, жестокое обращение с ребенком;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (шкала ПНЯ), что сопровождается характерным стремлением в любом поступке ребенка выявить “истинную" (плохую) причину - те качества, с которыми родители неосознанно не могут примириться в себе;

вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), характерным проявлением которого является выражение недовольства воспитательными методами другого (с позиции “кто прав?");

сдвиг в установках родителей к ребенку в зависимости от его пола (шкалы предпочтения мужских качеств ПЧЯ и предпочтения женских качеств ПЖЯ), когда наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка другого пола.

Исследователь Е. Эйдемиллер отмечает необходимость не только установить причины неадекватного отношения родителей к ребенку, но и место этой причине в совокупности отношений в семье. В этом случае, по его мнению, целесообразно использовать проективные методики “Семейная генограма" и “Семейная социограмма", направленные на выявление особенностей характера взаимоотношений членов семьи. Результаты проективного теста “Семейная социограмма", который выполняют все члены семьи, психолог анализирует по следующим критериям :

количеством членов семьи, попавших в плоскость круга ; при этом возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, будет “забыт", а кто-то из посторонних людей (иногда животных) может быть изображен как член семьи;

размером кружков , что свидетельствует о значимости членов семьи для подопытного (чем больше кружок, тем выше уровень значимости);

размещением кружков относительно друг друга в плоскости тестового поля круга; при этом наиболее значимых членов семьи подопытный изображает в центре или верхней части поля;

расстоянием между кружками , что определяет психологическое расстояние между членами семьи, причем сечение кружков или их размещения друг в друге свидетельствует о недифференцированность “Я" у членов семьи, наличие симбиотических связей.

Метод “семейная генограма" предполагает графическое изображение представлений членов семьи о характере этих взаимоотношений с помощью условных знаков, которыми обозначается степень привязанности, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга .

Рассмотрим методику применения теста “Семейная социограмма".

Испытуемому предлагается нарисовать круг и в нем себя и членов своей семьи в форме кружков, подписывая их так, чтобы было понятно, кто из членов семьи где находится.

Учета особенностей структуры семьи и ее функционирования как целостного организма положены в основу системного подхода к психологической диагностике семьи.

Существуют разнообразные схемы анализа семейной системы, что фактически является результатом интеграции нескольких подходов (структурного, функционального и др.), в которых рассматриваются различные аспекты жизнедеятельности семьи.

Так, методика изучения психологического здоровья семьи (см. тему 2) состоит из совокупности отдельных методик, диагностирующих определенные закономерности функционирования семьи :

“сходство семейных ценностей", что отражает степень близости жизненных позиций каждого члена семьи в основных сферах ее жизнедеятельности;

“функционально-ролевая согласованность", что основывается на основе развития социально-психологических механизмов внутрішньосімейної интеграции;

“социально-ролевая адекватность", что раскрывает особенности восприятия членами семьи своих социальных ролей и их отношение к этих ролей;

“адаптивность в микросоциальных отношениях", построенная с учетом необходимости равновесия в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах взаимоотношений в семье;

“эмоциональная удовлетворенность", что основывается на сравнении ожиданий и реальных достижений членов семьи;

“устремленность на семейное долголетие", выявляет особенности развития и реализации потребностей личности в семье.

Обобщенный показатель психологического здоровья семьи определяется как совокупность показателей по каждой методике и может быть интегральной характеристикой общих тенденций благополучия семьи.

Наиболее полно системный подход представлен в интегральной модели 0.Чернікова , что предлагает анализировать семью как систему с точки зрения ее структуры, стадий развития семейной истории, коммуникаций и проблемного поведения членов семьи.

Согласно этой модели, структуру конкретной семьи изучают по таким ее параметрам, которые остаются относительно неизменными в течение определенного периода и которые можно сравнить с соответствующими стадиями жизненного цикла :

сплоченностью - определяется как степень близости членов семьи и указывает на их чувства сочетание в одно целое;

иерархии - выявляются доминирующие члены семьи и степень их влияния друг на друга;

внешними и внутренними пределами - описываются взаимоотношения семьи с социумом и различными подсистемами семейной группы (подсистемами родителей, детей, индивидуальными и др.).

Анализ этих параметров позволяет выявить дисфункциональные элементы семейной системы.

Согласно структурной теории дисфункцию в семье создают слишком жесткие границы (когда происходит мало связей между семьей и окружением, то образуется застой в системе) или очень размытые границы (когда у членов семьи слишком много связей с окружением и слишком мало между собой).

Дисфункциональные семьи, как правило, имеют размытые границы между поколениями, что приводит к междупоколенных коалиций , когда, например, сплоченность в подсистемах “родители - дети" гораздо выше, чем в родительской подсистеме (тогда как в семейной группе, что оптимально функционирует, четко наблюдается противоположная картина).

В дисфункциональных семьях часто наблюдается "реверсия иерархии" , когда, например, влияние ребенка сильнее, чем влияние родителей, или члены семьи, образовав міжпоколінну коалицию, считают других членов семьи ниже по статусу.

Дисфункциональными являются также несбалансированные семейные структуры по степени близости или гибкости, стабилизируются на основе дисфункций одного из ее членов, например ребенка, которому отводится роль жертвенного козла (см. тему 3).

Выявить характер структурных проблем семьи (жесткость или размытость границ, реверсію иерархии, міжпоколінні коалиции, несбалансированности семейной структуры) намного легче, если знать типичные задачи и проблемы семьи на разных стадиях ее жизненного цикла (еще одного подхода к изучению семьи на основе системного подхода) .

Историческое развитие семьи анализируют прежде всего с целью выявления влияния на семью параметров прародительской семейной системы. Кроме методики “Семейная генограма" в анализе семейной истории целесообразно использовать такие графические методы, как “Линия времени", “Карта семьи" и др. , с помощью которых можно выявить наиболее значимые для функционирования семьи события, изменения в ее структуре, возможны совпадения событий в исследуемой и прародительских семьях, неявно обусловливают перенос особенностей взаимоотношений членов семьи на последующие поколения.

Анализируя коммуникации в семье , изучают :

Правила взаимодействия в семье (явные и неявные);

Степень открытости общения, наличие замаскированной информации, запрещенных для обсуждения тем;

Возможность открытого проявления чувств;

Преобладание прямой или косвенной коммуникации;

Симметричность или дополнительность взаимоотношений (когда поведение членов семьи в отношении друг друга похожа противоположная: один приказывает, другой подчиняется).

При этом определенные действия одного члена семьи могут спровоцировать определенное поведение другого, которая, в свою очередь, подкрепляет поведение первого, образовать завороженный круг, вызывая симптоматическое поведение (например, энурез у ребенка).

По мнению отдельных исследователей, которые работают на основе системного подхода к семье, симптоматическая поведение (определенное нарушение в семье) играет роль скрытой коммуникации между людьми, что наблюдается тогда, когда существующие отношения в семье исключают возможность открытого обсуждения семейных проблем .

Особенности коммуникаций в семье целесообразно изучать с помощью интервью. Для выявления последовательности событий, связанных с симптоматической поведением, задают безоцінні вопросы типа “Как это случилось?", “К чему это привело?", что предполагают ответы описательного характера. С помощью интервью можно также выявить особенности взаимоотношений в семье на основе анализа ответов на вопросы, выясняют незгідність между членами семьи (с использованием категорий “больше - меньше", “лучше - хуже", “чаще - реже", “ближе - дальше" и др.), например: “Кто лучше всех относится к отцу?" Причем для преодоления сопротивления членов семьи целесообразно использовать прием “если бы": “Если бы отец остался дома, кто бы радовался больше всего?" .

В отличие от индивидуального системный подход к анализу коммуникации семьи, ее структуры, истории семьи, типичных проблем жизненного цикла семьи позволяет учесть групповые процессы в семье, получить всестороннее представление о семье и ее жизнедеятельность.

_______________________________

* Проявления и способы диагностики страхов подробно описано в .

Контрольные вопросы и задания

1. Цели и задачи психологической диагностики семьи.

2. Подходы к психологической диагностике семьи.

3. Какими методами и методиками можно определить уровень супружеской совместимости?

4. Методики, с помощью которых можно определить особенности взаимоотношений в семье.

5. Выполните психодиагностическое исследование степени удовлетворенности браком по опроснику В. Століна и проанализируйте его результаты (см. прил. 2).

6. Проявите согласованность семейных ценностей и ролевых установок в вашей (или другой) супружеской паре по методике А. Волковой и Г. Трапезникової (см. прил. 1).

7. Методики психодиагностики стилей семейного воспитания.

8. Исследуйте особенности процесса воспитания в семье по методике АСВ (см. прил. 3). Если обнаружите отклонения в воспитании детей, укажите их тип и возможные причины нарушения процесса воспитания. Ответ обоснуйте.

9. Сравните особенности психологической диагностики семьи на основе индивидуального и системного подходов.

10. Целесообразные методы психодиагностики семьи как системы.

1. Волкова А. Н, Трапезникова Г. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопр. психологии. - 1985. - №5. - С. 110 - 116.

2. Захаров А. Ы. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр. психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.

3. Кабанов М. М., Личко А. Е, Смирнов В. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - П.: Медицина, 1983.

4. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Когито-Центр, 1998.

5. Левкович В. П., Зуськова О. Е. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. - 1985. - Т. 6. - № 3. - С. 127-137.

6. Обозов Н. Н., Обозовой А. Н. Диагностика супружеских затрудненный // Психол. журн. - 1982. - № 3. - С. 147-151.

7. Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. Н. Крылова. - СПб.: Питер, 2000.

10. Психологическая помощь семье: Пособие. / За ред. 3. Г. Кісарчук. - К.: Изд-во Ин-та социологии НАН Украины, 1998. - С. 32-52.

11. Ридардсон Г. В. Силы семейных уз. - СПб.: Академия, 1994.

12. Романова Т. Л. Опросник "Психологические затруднения" // Психол. журн. - 1992. - №2. - С. 141-145.

13. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

14. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989.

15. Семья глазами психолога: Сб. методик / Сост. С. Ф. Спичак. - М.: Воронеж, 1995.

16. Смехов А. В. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопр. психологии. - 1985. - № 1. - С. 83-92.

17. Торохтий В. С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитацион. работы. - 1996. - № 4. - С. 20-30; 1997. - № 9. - С. 28-41; 1998. - №3. - С. 30-49.

18. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики // Темат. прил. к журн. "Семейная психология и семейная терапия". - М., 1997.

19. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996.

План лекции:

1. Понятие о семейной диагностике.

2. Общие схемы семейной диагностики.

3. Диагностика структуры семьи.

4. Изучение семейной истории.

5. Диагностика супружеских взаимоотношений.

6. Диагностика детско-родительских отношений.

7. Диагностика эмоционального состояния членов семьи.

8. Исследование семьи, ожидающей ребенка.

1. Понятие о семейной диагностике .

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной информации.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. душа и способный распознавать) - область психологической пауки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая,

структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Психодиагностика в семейной консультации существует в двух основных формах .

Во-первых , это психодиагностика, позволяющая дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да - то кто, прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом; если нет - то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных методов и других. Результаты психодиагностического обследования анализируются после встречи с клиентом; часть работы может быть выполнена не тем же психологом, который непосредственно занят в консультативном процессе, а его коллегой.

Во-вторых , это психодиагностика, осуществляемая во время коррекционного воздействия, т. е. в процессе консультирования, психотерапии, психологической коррекции и благодаря этим процессам. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии - все это становится важнейшим психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консультирования.



Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи - это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. В результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам к, психиатру, юристу, дефектологу; он может прийти к заключению, что в помощи нуждается прежде всего сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно наследующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также, прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге.